Профессор Жигаев: «Сегодня медицина глубоко больна»

21 февраля 2021 года на республиканской конференции БРО КПРФ в торжественной обстановке был вручен партийный билет доктору медицинских наук, легендарному профессору Геннадию Федоровичу Жигаеву.

Геннадий Жигаев, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РБ, заслуженный деятель науки РФ, признанный специалист в области хирургической гастроэнтерологии.

Широкий диапазон его научных исследований органично связан с преподавательской работой на хирургических кафедрах ИГМУ и БГУ (в течение последних 30 лет). Он прекрасный клиницист, поливалентный хирург, высококвалифицированный педагог, отдающий свои силы, опыт и знания студентам и аспирантам.

Геннадий Фёдорович родился в 1940 году в Бодайбинском районе Иркутской области в семье шахтёров. В его семье врачей не было ни в одном поколении, и он стал первым, кто пошёл по этим стопам.

Большую часть своей жизни Геннадий Федорович прожил в Иркутске, но уже 20 лет работает в РКБ им. Семашко, а также является профессором медфакультета в Бурятском государственном университете.

Всегда с КПРФ!

— Сегодня я восстановил членство в партии. В Коммунистическую партию Советского Союза я вступил в 1962 году во время срочной службы в армии, — подчеркнул профессор Геннадий Жигаев. — Партбилет мне вручили в период Карибского кризиса прямо перед отправкой на Кубу. В силу загруженности по работе мне не удавалось восстановить членство в КПРФ. Но я никогда идеям партии не изменял, принимаю участие во всех выборных кампаниях, агитирую и голосую за КПРФ – единственную оппозиционную, народную партию страны.

Геннадий Федорович, в 2015 году Вы выступили в СМИ с резкой критикой ситуации в здравоохранении страны, в Бурятии…

— К глубокому сожалению, ситуация лишь ухудшилась. То, что сейчас происходит в здравоохранении страны, в Республике Бурятия, за рамками здравого смысла. Сегодня медицина глубоко больна.

Что возмущает? Равнодушие чиновников от медицины.

Геннадий Фёдорович, что-то уж очень жёсткая оценка…

— А по-другому оценить невозможно. Я во многом не согласен с тем, что сделано за последнее время Министерством здравоохранения РБ. Слишком много допущено просчётов, причём по разным направлениям, к тому же, к глубокому сожалению, ситуацию крайне отягощает кадровая политика нашего министра здравоохранения.

Да, со многим я глубоко не согласен. Медицину превратили в коммерцию. И это происходит во время пандемии, которая выкосила ряды россиян, включая самих медработников.

Больному человеку за всё надо платить, фактически за каждый шаг. Скажем, пациенту дали направление на операцию. Он идет и сдает массу анализов, и всё на платной основе. После этого человек обязан явиться на комиссию, а там ему говорят, что очередь большая, операция будет лишь через два месяца. В итоге человек вновь, на платной основе, идет по второму кругу сдавать анализы, потому что результаты анализов действительны лишь 10 дней (!). Это же дикость!

Но ведь есть у нас страховые медицинские полисы, есть Конституция, где закреплено право человека на бесплатное медицинское лечение. А жителю Бурятии каждый раз бесцеремонно заявляют: «Лечиться хочешь? Давай деньги!»

Очень печально, что разорвана связь между главной больницей Бурятии – Республиканской — и районами.

В редакцию поступает много жалоб, что не дают направления из района, люди мучаются, пишут письма.

— С введением одноканального финансирования ситуация ухудшилась в разы. Чтобы не допустить утечки денег из больницы, главные врачи предпринимают всё мыслимое и немыслимое, чтобы удержать больного на своей территории. Не дают направления в больницу и всё! Принцип страшный: «Пусть уж лучше труп, чем деньги уйдут в другое медицинское учреждение».

Другой казус. Нужно, к примеру, пациента хирургического отделения, согласно показаниям, перевести в терапию. Думаете, это легко осуществить? Чиновники и тут ситуацию довели до абсурда, сочинив инструкцию, что пациент в данном случае обязан сходить в поликлинику по месту жительства, взять там направление в терапию, и лишь после этого его переведут. А если он не может самостоятельно передвигаться? Если живет в сельской глубинке и денег на проезд туда и обратно у него нет? Как ему быть, что делать? Нет направления – не переведут. Это же дикость, чиновничий произвол!

Хочу подчеркнуть, что советский принцип «Кадры решают всё!» сейчас актуален как никогда. Меня как профессора очень тревожит, что студентов медицинского института столицы республики все дальше уводят от лечебного процесса, не хватает клинических баз!

Что в голове у чиновников от медицины?

— Бесспорно, медицина сейчас глубоко больна, — продолжает профессор Геннадий Жигаев. — Главное сейчас для чиновников от медицины – это предоставление платных услуг.

Власти начали возрождать ФАПы, амбулатории для организации первичной санитарно-медицинской помощи…

— Это давно надо было сделать. Да и все эти ФАПы, амбулатории, сельские больнички функционировали по всей стране, по всей Бурятии и ранее.

Геннадий Фёдорович, а если бы сегодня Вас назначили на пост министра здравоохранения Республики Бурятия, что бы Вы в первую очередь предприняли?

— Убрал бы из Минздрава всех дилетантов, заменил бы профессионалами. Искоренил бы коммерциализацию медицины, коррупцию, блат. А то сейчас как? Для бедных – никакой медицины. Искоренил бы бюрократию. Немыслимо, но сейчас врачей всех поголовно замучила никому не нужная писанина. Почему-то «лечат» истории болезней, но не больных. Искренне надеюсь, что в Бурятии восторжествует, наконец, здравый смысл.

Благодарю за беседу, желаю успехов!

Анастасия Белых