Стихия наказывает за реформы.
Редакция газеты «Коммунист Бурятии» считает необходимым повторить выдержки из опубликованной статьи о лесных пожарах, от 09.06.15 г., в № 8, т. к. здесь подняты проблемы, волнующие народ Бурятии. Почему горим? — вот вопрос, на который пытается дать ответ корреспондент «Советской России» Галина Платова совместно с профессиональным лесником из Заиграевского района РБ Николаем Брычеевым.
— Я 14 лет проработал в лесхозе, который был лучшим. А потом ушёл, не выдержал…
Пожары меня не удивляют, это закономерное явление при той безалаберности, что творится.
Первое. Сейчас большая захламлённость в лесу. А после всех перемен, нового Лесного кодекса, у лесхозов практически отняли права по охране леса. Работники лесхоза не имеют права самостоятельно составить протокол без сотрудников полиции. А лесная полиция очень коррумпированная, они пустили всё на самотёк. Это первое, что убило главную функцию лесников — следить за лесом. Захламлённый лес — один из источников возгорания. Тем более, третий год у нас засуха. Земля на полтора метра сухая. Гори не хочу.
Второе. Нарушили устоявшуюся структуру. Разбили лесное хозяйство на мелкие части, насоздавали непонятных структур, которые лесом не занимаются, только деньги забирают у лесхоза. Зачем придумывать, если есть опыт, используй его, совершенствуй.
В советское время было хорошо развито лесное хозяйство. Лесхозы имели определённую базу. Лесники, помимо того, что тушили пожары, ещё и сажали лес, охраняли его, делали отводы. Были цеха по заготовке, переработке древесины. На деньги, заработанные лесхозом, приобретали технику. У нас были и КРАЗы-лесовозы, и тралы, и трактора, автомашина ГАЗ-66. Штат состоял из 10 человек. У меня в лесничестве было 7 человек, плюс помощник лесничего, мастер леса и я, лесничий. У нас было чем тушить пожары и кому следить за лесом.
Были леспромхозы. На большие пожары они снимали людей с работы. Помогали железная дорога, ЖКХ, другие организации давали деньги, и мы тушили пожары. Сейчас такого сплочения людей и организаций нет. Есть арендаторы, а с них взятки гладки. МЧС должно помогать, но и оно не на высоте. Пример. Было возгорание посёлка. Приехала группа МЧС, пожарки, военную технику подогнали. От посёлка огонь отвели, но в лес так и не зашли, не затушили пожар. Не было у них такой задачи. А лес не любит формализма, он любит порядок.
Начальник МЧС генерал-майор Михайлов обеспечивает своему подразделению положительную оценку в прессе. А то, что в лесах пожаров становится всё больше, как бы не видит. У нас была угроза возгорания села Кашевар. Там с огнём воевали лесники, местное население. А в прессе прошло, что пожар тушили только МЧС. Вот так.
Много возлагают на арендаторов. Но они не будут ухаживать за лесом. Был питомник, 9 гектаров, по выращиванию леса. Угробили. Денег ни на что не дают. Загнали лесное хозяйство в тупик. Требуют, чтобы лесхозы зарабатывали собственные средства на отводе лесосек. Лесосека продаётся с аукциона, какой-то процент даётся на лесхозы. Но всё усложнено для лесников и легкодоступно стало для воровства. Много появилось мобильных групп, которые быстро воруют лес. Такая же ситуация и в охотхозяйстве. Зверьё истребляют, лес вырубают. Раньше нельзя было рубить лес моложе 100-120 лет, а теперь рубят 80-летние деревья. Пожары, дикие вырубки — и от лесов скоро ничего не останется.
Люди кругом тоже как потерянные. Работы нет. Раньше были леспромхозы, люди были задействованы, они видели завтрашний день. А теперь люди живут лесом. Там можно хоть что-то заработать, хоть на незаконной порубке, чем-то ещё поживиться. Больше негде. Деляну выписать в лесхозе очень сложно. А горелый лес можно получить бесплатно. Вот и имеем то, что имеем. Торговля горелым лесом многократно выросла за годы опустошительных пожаров. Китайцы покупают любой лес!
Что надо сделать?
Лесхозу, каждому лесничеству выделить трактор с отвалом и человек 7 народу. Чтобы они могли следить за лесом, как было в советское время. Сразу пожары прекратятся на 70%, Потому что люди будут успевать, будет техника.
А то у нас пожар вспыхнул — люди вручную, с граблями по 12 часов не отходят от кромки. Разве это дело? Надо спасать и леса, и людей.
Вот стал депутатом районного Совета, помогаю своим коллегам лесникам, лесничествам.
Это интервью с Н. Брычеевым звучит сегодня как нельзя актуально. Бурятия в огне лесных пожаров. Сообщения о них как фронтовые сводки: общая площадь пожаров увеличивается с каждым днём.
БРО КПРФ обращается к жителям Бурятии о вступлении в добровольный отряд огнеборцев, которые создаются в районах, где разбушевалась стихия. Да, действительно, стихия наказывает за непродуманные реформы.
Уважаемые земляки! Защитим и сохраним наши леса для потомков!