НАВСТРЕЧУ К 100-ЛЕТИЮ СССР Гиганты советской промышленности. Челябинский тракторный завод

Челябинский тракторный завод им. И. В. Сталина, позже — производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина».

Строительство тракторного завода в Челябинске предусматривалось первым пятилетним планом на 1928—1932 годы, принятым пятым Съездом Советов СССР.

Весной 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве тракторного завода на Урале. Производственная мощность завода была запланирована на уровне 40 тыс. тракторов в год. В качестве прототипа первого трактора был выбран американский трактор Caterpillar 60.

Первыми были гусеничные тракторы «Сталинец-60» мощностью 60 лошадиных сил. В качестве испытания они прошли две тысячи километров по Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.

Уже в 1936 году на Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой — дипломом «Гран-при».

Через год ЧТЗ освоил выпуск боевой техники — артиллерийского тягача «Сталинец-2» мощностью 105 лошадиных сил.

В суровые предвоенные годы тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода и 12-плунжерного топливного насоса «ТН-12» для авиационных двигателей тяжелых бомбардировщиков.

 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.

И в 1940-м с конвейера сошел 100 тысячный трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов равнялась 6 миллионам лошадиных сил или десяти Днепрогэсам!

 В годы Великой Отечественной войны — ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске и, вместе  с  семью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее  названный народом Танкоградом.

В небывало сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта: 18 тысяч танков  и  самоходных установок, 48,5 тысяч танковых дизельмоторов, 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.

 Танкоградом было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике  танкостроения  сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер!

 За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамена Государственного Комитета Обороны (ГКО) за победу во Всесоюзном соревновании.

 В 1946 году собран первый послевоенный «Сталинец-80», с кабиной закрытого типа и началось его массовое производство. Эта машина нашла широкое применение в различных отраслях народного хозяйства: при строительстве Волго-Донского судоходного канала более, при распашке целинных и залежных земель.

В 1961 году запущен в серийное производство дизельэлектрический трактор ДЭТ-250, мощностью 310 лошадиных сил.

 Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т.д.) разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так, в 1964 году на заводе выпускали 22 варианта трактора Т-100М.

К золотому юбилею ЧТЗ, на предзаводской площади установлен на постамент первый трактор С-60 — первая советская гусеничная машина, и был собран первый в мире сверхмощный отечественный трактор Т-800 с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва.

В 1984 году заводом изготовлен миллионный трактор с маркой ЧТЗ.

Награды прославленного предприятия:

Ордена Ленина в 1944, 1945 и 1971 годах. Орден Красной Звезды в 1944-м. Орден Кутузова 1-й степени в 1945-м, и Орден Трудового Красного Знамени в 1983 году.

12 лучших представителей коллектива были удостоены звания «Героя Социалистического труда».

Из сети интернет