НАВСТРЕЧУ К 100-ЛЕТИЮ СССР Гиганты советской промышленности. Волжский автомобильный завод

Возведение гиганта советского автомобилестроения – Волжского автомобильного завода (ВАЗ) – началось в 1967 году, после тщательной подготовки и выбора строительной площадки.
В июле 1966 года ЦК КПСС и Совет министров СССР определились с местом строительства – было принято решение построить новый крупнейший в Союзе завод легковых автомобилей в г. Тольятти (Самарская область).
Технический проект строительства был подготовлен итальянским автомобильным концерном FIAT, с которым также был заключен контракт на поставку основного технологического оборудования и дальнейшее обучение специалистов.
3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта!
И уже к апрелю 1970 года – к 100-летнему юбилею В.И.Ленина — с главного конвейера завода сошли первые автомобили ВАЗ-2101 «Жигули», внешне похожие на итальянскую модель «FIAT-124», но со значительными изменениями. При производстве автомобиля использовались исключительно советские материалы и комплектующие.
Первая очередь ВАЗа принята и запущенна в эксплуатацию в марте 1971 г, в планах — создание 220 тыс. машин в год. Уже в 1972 г. производственные мощности удвоили, была запущена вторая очередь, рассчитанная на создание 220 тыс. машин за год.
Первозданная
модификация ВАЗ-2101 производилась до 1982 г. и являлась поистине «народным»
автомобилем. Вскоре запускается в производство вторая модель ВАЗа – «Жигули»
2102 универсал. Этот грузопассажирский вариант особенно приглянулся дачникам.
Грузоподъемность ВАЗ-2102 была увеличена, в сравнении с седаном, на 30 кг, что
составило – 430 кг. Значительно увеличился объем багажника.
В 1972 г. на Волжском автозаводе начался
выпуск ВАЗ-2103, который стал более мощной машиной. Третья модель ВАЗа
оснащалась двигателем V 1,5 л и мощностью 71 лошадей при 5600 об. в минуту. А
максимальная скорость равнялась 152 км в час. Разгон происходил за 17 с. до 100
км в час. При таких характеристиках, ВАЗ-2103 был конкурентоспособным на
европейском рынке.
Конструкторы ВАЗа постоянно усовершенствовали выпускаемые автомобили. В
результате чего в 1980 г. появляется машина второго поколения заднеприводной
линейки — ВАЗ-2105. Он сменил на конвейере ВАЗ-2101. Пятерка была оснащена
двигателем V 1,3 л. и мощностью мотора 63 л. с.
В 1976 году
спустили с конвейера самую популярную модель ВАЗ-2106. Запуск в производство ВАЗ-2107, которая
считается последней моделью ряда «классики», завод запустил в 1982 г. Основой
для нее послужил ВАЗ-2105.
В апреле 1977 года собран первый автомобиль ВАЗ-2121 «Нива».
1984 год
знаменует начало производства переднеприводных клиновидных «Самар» — ВАЗ-2108.
Данный 3-дверный хэтчбек произвел настоящий фурор на отечественном рынке
автомобилей и стал основой новой эпохи выпуска Волжским заводом автомобилей
переднего привода.
«Спутник» 5-дверный ВАЗ-2109 сошел с конвейера через три года, в 1987 г.
Девятка считалась более солидной, а наличие пятой двери сделало её автомобилем
еще и семейного варианта.
Последнюю модель, которую ВАЗ выпускал до крушения Советского Союза, была четырехдверная модификация девятки с кузовом седан — ВАЗ-21099.
Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного
Знамени, Государственной премией СССР, многократно — переходящим Красным знаменем ЦК
КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
Международная ассоциация «INGER-SOLL-RAND» в 1974 году присудила Волжскому автомобильному заводу приз за самое грандиозное сооружение мира. Дословно запись в дипломе, который прилагался к награде, звучит так: «За яркий пример строительного искусства исключительного социального значения, символа нашей эпохи».
И действительно, бренд «Жигули» — это один их самых узнаваемых символов незабываемой советской истории!
Подготовила к печати А.Романова.