В Народном Хурале возможны кадровые изменения

Восток-Телеинформ, 22 сентября 2015 г.

Месяц прошел с момента избрания нового председателя Народного Хурала. О том, каким был этот месяц для спикера, каковы ближайшие планы республиканского парламента, каких законопроектов ждать — в нашем интервью с Цыреном Доржиевым.

DSC00299

— Цырен Эрдынеевич, с момента Вашего избрания спикером прошел почти месяц, можете как-то оценить новые обязанности, насколько для Вас легко или, напротив, не просто было войти в курс? Как Вы видите свою работу?

— Моя бывшая должность (председателя Комитета по бюджету, налогам и финансам Народного Хурала, — ред) была ответственной, но должность председателя Народного Хурала – это ответственность вдвойне. Мне казалось, я знаю эту работу, потому что в парламенте уже очень давно, но, когда начал разбираться досконально, выяснилось, что многого не знал. Сейчас вхожу в курс дел, интересуюсь положениями, инструкциями и обязанностями комитетов и аппарата. Дал всем структурам задания подготовить справки о том, чем они сейчас занимаются, как видят перспективы нашей общей и своей работы. Мы должны быть в курсе всех событий, всего, что происходит в недрах федеральных министерств, правительства и Госдумы. Думаю, отведу сессию и еще около двух недель проведу в таком ознакомительном формате работы.

— Кадровые решения планируются?

— Возможно да. В аппарате Народного Хурала.

— Вашим советником стал первый председатель Народного Хурала первого созыва Михаил Семенов. Почему было принято такое решение, были ли советники у предыдущих спикеров?

— Не знаю, как было у других спикеров, но что касается Михаила Иннокентьевича, то он – один из самых прогрессивных политиков. Когда у нас действовала Ассоциация парламентов пяти регионов, я видел, что среди всех председателей он был просто глыбой по тем временам. Он опытный хозяйственник, и практически все законы, по которым работает сегодня Народный Хурал, принимались при нем. Я благодарен ему, что он не отказался от моей просьбы. Буду консультироваться с ним, просить выступать на каких-то серьезных мероприятиях, чтобы, по мере возможности, он принял активное участие в работе Народного Хурала.

— Уже обсуждали с ним какие-то вопросы?

— Да, в том числе кадровые, плановую и системную работу НХ РБ, роль Счетной Палаты, Правового и Аналитического управлений.

— В ходе выборов Народного Хурала парламент показал себя довольно разобщенным органом. Как в качестве спикера Вы планируете консолидировать депутатов?

— Надо нагрузить работой как комитеты, так и специалистов. Если будет в Хурале плановая и системная работа, то будет и консолидация сил и интерес к работе. Главная задача всех депутатских фракций и парламентских комитетов – работа на благо избирателя, людей. Этим и нужно заниматься, принимать серьезные, необходимые законы. Одна из задач, которой мы сейчас займемся – актуализация нашей законодательной базы. Ведь многие законы были приняты несколько лет назад, нужно отслеживать, работают ли они, если не работают, то почему, как это нужно изменить, какие нужны правки. Мы живем в постоянно меняющемся мире, все меняется, и мы не должны оставаться в стороне.

— Как вы видите работу Байкальского парламента? Планируете ли совместную работу с депутатами законодательных собраний Иркутской области и Забайкальского края по решению совместных для байкальского региона вопросов?

— Я получил от Законодательных собраний соседних регионов поздравительные открытки, поговорить по телефону времени пока не было, но после сессии обязательно с ними свяжусь, обсудим совместную работу. В последнем нашем созыве совместная работа у нас, к сожалению, не получилась, но сейчас у нас есть общие интересы. Например, лесные пожары – нужны совместные законодательные инициативы, чтобы привлечь внимание к системным вопросам, приведшим к такой ситуации. В планах есть возобновить работу Ассоциации парламентов Байкальского региона.

— Что нового Вы можете предложить по совместной работе с депутатами всех уровней в Бурятии?

— Планирую ввести такое новшество, как привлечение депутатов всех уровней к работе с населением по разъяснению законодательной базы и принятых нормативных актов. Депутаты Хурала после сессий выезжают на свои округа в районы и там встречаются с населением, поясняют, какие приняты законы, как они будут реализовываться. Считаю, что должны вместе с ним встречаться и депутаты всех уровней. Мы практиковали такую работу на своем округе, это довольно эффективно и полезно с точки зрения повышения статуса депутатов райсоветов и поселений. На местах всегда советую решать вопросы через депутатов поселений – ведь у поселений финансовая база довольно ограничена, а проблем много. У депутатов свои рычаги и возможности их решения. Не должно быть так, что на одном и том же округе несколько депутатов разного уровня и каждый из них сам по себе. Нужно предложить им объединиться, думаю, что просто необходимо выработать такую форму работы.

— После новой нарезки Центральной избирательной комиссией одномандатных округов в Бурятии образован только один округ с числом избирателей в нем 700 тысяч. В Забайкальском крае образовано два округа, четыре в Иркутской области. Можете ли Вы прокомментировать новую нарезку и есть ли, по Вашему мнению, какая-то возможность увеличить представительство Бурятии в нижней палате парламента?

— Это будет зависеть от избирателей и того, как мы подготовимся к выборам. Если люди примут активное участие в выборах, будет хорошая явка, люди отдадут предпочтение всем трем партиям, то вполне возможно, представительство Бурятии в Госдуме расширится.

— И сразу вопрос о верхней палате парламента. Удовлетворены ли Вы работой сенатора от НХ РБ Александра Варфоломеева и как планируете работать с ним в своем новом качестве?

— Мы уже с ним встречались, я считаю, что Александр Георгиевич достойный, системный человек. Он всегда на связи, постоянно вносит предложения по разным вопросам, вообще принимает активное участие в работе Хурала. Ежегодно он выступает перед депутатским корпусом с отчетом о проделанной работе. Контакт между депутатами и сенатором есть и он продуктивен и эффективен.

— Как специалист в области бюджетной политики можете ли оценить сейчас, какие проблемные места могут возникнуть в Бурятии при формировании главного финансового документа на 2016 год?

— Как и по всей России это дефицит финансовых ресурсов. Как вы знаете, начиная с этого года мы переходим с трехгодичного бюджета на годовой. То есть в этом году мы будем принимать бюджет только на 2016 год, без планового периода. Сейчас параметры бюджета обсуждаются, но предварительно государственная поддержка регионов, Бурятии в том числе, уменьшится по сравнению с 2015 годом. Надежда будет на пополнение собственной доходной базы, ждать какой-то поддержки от федерального центра не стоит. Правительству нужно работать с крупными налогоплательщиками, такими как СУЭК, РЖД, золотодобывающие предприятия, недропользователи. Особенно по СУЭКу нужно вести работу — последние 3-4 года Бурятия не получает ни рубля прибыли от этой компании, все деньги уходят через головное предприятие в Москве. Либо соглашением, либо как-то еще, этот вопрос нужно решать.

— Вы продолжаете сейчас заниматься бюджетными вопросами?

— Да. На заседание комитета не хожу, конечно, но специалистам и депутатам помогаю. Сейчас, накануне сессии, это особенно актуально, готовятся поправки в бюджет, работать приходится много.

— Кто возглавит комитет вместо Вас?

— Узнаете на сессии. Выборы председателя комитета проходят открытым голосованием, с помощью электронной системы. Сейчас обсуждаются кандидатуры на этот пост.

— Этим летом в Бурятии сложилась едва ли не катастрофическая ситуация с лесными пожарами. Какие законодательные инициативы может предложить Народный Хурал, чтобы ситуация не повторилась в следующем году?

— Честно сказать, я не помню таких пожаров в Бурятии, подобное было в 1980-х годах, но не в таких масштабах. Если за все лето в Баргузинском и Курумканском районах не выпало ни миллиметра осадков, это беда. Сейчас в Народном Хурале готовятся парламентские слушания по лесным пожарам. Мне бы хотелось, чтобы участие в них приняли представители Агентства лесного хозяйства, Министерства природных ресурсов, чтобы была дана разностороння оценка, рассмотрены пути выхода из ситуации. С законодательными инициативами мы уже опаздываем – законопроекты нужно было внести уже на эту сессию Хурала. Еще месяц-два, выпадет снег и в лес не проедешь до весны, а на следующий год проблема никуда не исчезнет и в случае такого же засушливого лета снова будут пожары. Если сейчас с этими огромными площадями обгоревших деревьев ничего не сделать, в следующем году это усилит пожарную опасность. Кроме того, в деревьях заведутся насекомые-вредители и распространятся уже на здоровый лес. Это общая сейчас задача, разобраться с последствиями пожаров, и правительства и парламента, всех ветвей и уровней власти. Сейчас мы создаем рабочую группу с привлечением специалистов, ученых, экологов для определения ущерба. И я считаю, что оценивать ущерб нужно не из кабинета, а надевать робу и выезжать на место.

— Какими могут быть ближайшие законопроекты в этой связи?

— Они должны быть нацелены на то, чтобы отменить бюрократические проволочки и дать возможность заготовить людям сгоревший лес практически бесплатно, на корню. Например, целесообразно освободить сейчас заготовителей от попённой оплаты — не нужно жалеть для них этот сгоревший лес, ну пусть мужики заработают на этом, проблему все равно нужно решать. Нужно создавать условия лесозаготовителям, чтобы они вывезли и реализовали сгоревший лес, пока он деловой, а не высох и не стал дровами, рискуя вспыхнуть в любой момент. Ну, возможно, не на все 100% платы освободить, установить условную цену, скажем, в рубль. Почему нет? Нужно принимать неординарные меры, в таких условиях мы оказались. Кроме того, нужны законодательные инициативы на федеральном уровне, в первую очередь, в отношении Лесного кодекса. Думаю, все уже осознали, что большинство проблем в лесной отрасли и одна из основных причин пожаров в том, что у мужика отобрали лес. Вспомните, какие раньше были предприятия, а министерство лесного хозяйства было мощнейшим в России. Лесники были снабжены всей необходимой техникой, а сегодня у многих даже лошади нет. Раньше колхозы и совхозы имели вокруг себя собственные леса, совхозные и колхозные, сами отводили деляны, готовили дрова, но и ухаживали за лесом, тушили пожары, поддерживали порядок. Сегодня же Лесной кодекс этого уже не позволяет, лес сегодня достояние государства, но не человека.

— То есть нужно вернуть лес людям?

— Нужно выходить с такой законодательной инициативой.

— Можно узнать Ваше мнение по поводу возможного разрешения на промысловую добычу байкальского эндемика – нерпы?

— Я думаю, здесь не должно быть политики, ученые, экологи и специалисты должны решать этот вопрос.

— Если позволите, пара вопросов, не имеющих прямого отношения к политике. Какие книги Вы читаете, какую последнюю художественную книгу прочли?

— У нас дома хорошая библиотека – моя теща всю жизнь работала в книжном магазине и наша библиотека – ее достояние и наше наследство, мы бережно храним книги, перечитываем. У меня есть любимые авторы и любимые книги. Сейчас я перечитываю «Тэмуджина» Алексея Гатапова, решил перечитать ее после избрания председателем Народного Хурала. С новой работой нужно предпринимать какие-то неординарные меры, а в книге есть многие моменты, которые применимы и в наши дни. Я читал эту книгу уже давно, сейчас по-иному осмысливаю. Да, с описываемых там событий прошел не один век, но основные ценности со временем не исчезают и в книге много хорошего. О дружбе, о том, как из врагов сделать друзей, о правилах управления. Но вообще, начиная с февраля у меня почти нет времени на книги — что я читаю регулярно, каждое утро, это периодику, особенно «Российскую газету», где публикуются нормативные акты. Чтобы быть в тренде, нужно знать законы, хотя бы основы, если не каждый досконально.

— Остается ли у Вас какое-то время на хобби? Есть ли у Вас какие-то увлечения?

— О хобби на какое-то время придется забыть, времени нет, слишком много всего нужно изучить и во многом разобраться. Если я раньше изучал только Налоговый и Бюджетный кодекс, то сейчас разбираюсь с Административным, Трудовым Кодексами, надо во все вникнуть.

— Занимаетесь ли Вы каким-нибудь видом спорта?

— Я любитель волейбола, неплохо играю. Но мяч держал в руках в последний раз в прошлом году. Вот когда все встанет на место, обязательно надену кроссовки и с удовольствием сыграю. У нас в Хурале своя, сыгранная команда, мы встречаемся, играем вместе – Виталий Лыгденов, Бато Семенов, Баир Гармаев, Сергей Пашинский. У нас есть ребята, которые могут и подать мяч, и ударить, и блокировать его.

— Желаю Вам, чтобы Народный Хурал под Вашим руководством стал такой же сыгранной командой.

— Спасибо.

Марина Иванова-Денисова, Восток-Телеинформ

Источник: http://vt-inform.ru/interview/87038/