НАВСТРЕЧУ 100-ЛЕТИЮ БУРЯТИИ. Строительство Байкало-Амурской магистрали

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» было принято 8 июля 1974 г.

 Строительство магистрали, проходящей по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятской и Якутской АССР, Хабаровского края, стало событием большой исторической, экономической и политической важности, крупнейшей общесоюзной программой, направленной на форсирование социально-экономического и демографического развития восточных районов СССР и обусловленной стратегическими приоритетами укрепления обороны и усиления советского присутствия в Тихоокеанском бассейне.

По объему капиталовложений магистраль была самой крупной стройкой страны. Бурятский участок, длиной 524 км, где дорога проходила по вечной мерзлоте, через болота и горы, оказался самым сложным в инженерно-геологическом, сейсмологическом и климатическом плане. Его строительство потребовало сложнейших научно-технических решений по сооружению тоннелей, мостов, искусственных строительных сооружений, ЛЭП-220.

Составляя по протяженности всего лишь шестую часть строящейся железной дороги, Бурятский участок вобрал в себя почти треть ее стоимости. Магистраль пролегла в долине Верхней Ангары и Муйской котловине по территории двух районов республики — Северо-Байкальского и Баунтовского.

22 октября 1974 г. состоялся третий пленум Бурятского обкома КПСС, посвященный вопросам сооружения БАМ. Учитывая важность обсуждаемой проблемы, на пленуме присутствовали представители ЦК КПСС, министерства транспортного строительства СССР, ГлавБАМстроя и шефских организаций из Белоруссии, Латвии, Литвы.

Выполняя решения директивных органов республики, партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации, промышленные предприятия и учреждения Бурятии стали оказывать помощь строительным организациям БАМ в их становлении и развитии, доставке грузов, создании баз материально-технического снабжения на трассе. Республиканские министерства торговли, бытового обслуживания, здравоохранения, культуры, просвещения Бурятии занялись проблемами материально-бытового и социально-культурного обеспечения строителей.

Завод мостовых металлических конструкций (ЗММК), локомотивовагоноремонтный завод (ЛВРЗ), Улан-Удэнское отделение железной дороги, Улан-Удэнский судостроительный завод, Тимлюйский цементный и шиферный заводы, Таловский завод железобетонных изделий и многие другие предприятия работали под девизом «Заказам БАМа — зеленую улицу».

***

В 1974-1976 гг. были вырублены просеки под автомобильную и железную дороги общей протяженностью свыше 500 км, построено 450 км автомобильной дороги, причалы в порту Байкал, Култуке, Усть-Баргузине и на мысе Курлы. Одновременно обустраивались припортальные и шахтные строительные площадки на Байкальском и Северомуйском тоннелях, велись монтажные и пуско-наладочные работы по устройству временной радиосвязи, сборка жилых домов во временных поселках, строительство перевалочных и производственных баз.

На трассе были созданы новые поселки — Северобайкальск, Кичера, Новый Уоян, Гоуджекит, Северомуйск. К концу 1976 г. в них было построено около 60 тыс. кв. м жилья, 10 столовых, 15 магазинов, 2 клуба, больница, амбулатория, 2 детских сада и другие объекты.

В мае 1978 г. в Бурятию прибыл Всесоюзный комсомольский отряд им. XVIII съезда ВЛКСМ в составе 300 чел. Это были посланцы комсомольских организаций Белоруссии, Латвии, Литвы, Молдавии, Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, Ленинградской области. В конце 1978 г. на Бурятском участке действовали 42 строительных коллектива и 11 обслуживающих организаций, в которых трудилось около 17 тыс. чел.

Основными путями пополнения трудовых коллективов были общественный призыв, направление выпускников профессионально-технических училищ, перевод из предприятий министерства и других ведомств, вольный наем. Использование комплекса материальных и моральных стимулов позволило создать достаточно мощные потоки мигрантов в районы БАМ. Районные коэффициенты к заработной плате, надбавки за разъездной характер работы, различные виды льгот, приоритетное снабжение товарами повышенного спроса привлекали сюда рабочую силу.

 Но помимо материальной заинтересованности юношей и девушек манили на БАМ молодежная романтика, героика трудовых будней ударных строек, осознание личной и непосредственной причастности к реализации этого грандиозного проекта!

 Ряды строителей стремительно пополнялись за счет притока комсомольцев и молодежи из разных республик и областей Советского Союза. Средний возраст работающих на Бурятском участке БАМ составлял 28-35 лет. В формировании трудовых коллективов большую роль сыграл ЦК ВЛКСМ, объявивший строительство ударной комсомольской стройкой. Началось шефское движение «БАМ строит вся страна».

За 10 лет на Бурятский участок по комсомольским путевкам прибыло 20 тыс. человек. Среди них были бойцы 4 всесоюзных, 29 республиканских, краевых и областных комсомольских отрядов. В Северобайкальск прибыл Всесоюзный ударный отряд «Молодогвардеец» в составе 335 добровольцев из Молдавии и Украины.

***

На строительстве БАМ впервые в отечественной практике в массовом масштабе применялась импортная техника. Зарубежные фирмы поставляли на стройку свои машины и оборудование — автомобили и самосвалы из Германии, США, Японии, Финляндии,  Швеции и других передовых стран.

***

Строителями Бурятского участка было освоено более 5 млрд. руб. капитальных вложений, уложено 615 км главного железнодорожного пути, построено 262 железнодорожных моста, смонтированы 354 водопропускные трубы, возведено 14 поселков и город Северобайкальск, введено в эксплуатацию около 500 тыс. кв. м жилья, из них более 100 тыс. в постоянном исполнении, 48 детских дошкольных учреждений, 32 школы, 2 школы искусств, 20 клубов, 13 стационарных больниц, 23 столовые, 48 магазинов, родильный дом на 60 коек, типография, молокозавод, 3 фермы крупного рогатого скота на 600 голов, 3,5 тыс. кв. м жилья в совхозах, центральные ремонтные механические мастерские, завод по ремонту иностранных машин.

Были построены 100 км дорог с твердым покрытием вдоль трассы БАМ, районная электроподстанция в Таксимо, Байкальский тоннель, первая очередь депо, котельная, очистные сооружения в г. Северобайкальске и десятки других объектов.

Все это было построено в необжитых, лишенных транспортных связей местах, в сложнейших природных условиях. Сооружение магистрали позволило расширить геологические, научно-исследовательские работы, провести оценочные работы на территориях Северо-Байкальского и Муйского районов.

 В результате были разведаны месторождения: Холоднинское колчеданно-полиметалическое, Орекитканское молибденовое, Молодежное — хризотил-асбеста, Ирокиндинское и Кедровское золоторудные и другие.

***

Ударный труд строителей был отмечен высокими правительственными наградами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1984 г. за большой вклад в строительство БАМ генподрядный трест «Нижнеангарсктрансстрой» был награжден орденом Октябрьской революции.

За высокие трудовые достижения десятки коммунистов и комсомольцев были награждены высокими званиями «Героев социалистического труда»,  тысячи строителей были награждены орденами и медалями, удостоены почетных званий, стали лауреатами Ленинского комсомола. Многие бригадиры и начальники цехов, участков – позже стали руководителями разного ранга в федеральных и республиканских структурах.

Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали оказало большое воздействие на социально-экономическое развитие северных районов Бурятской АССР. Население Северо-Байкальского и Баунтовского районов выросло за это время почти в 20 раз и составило к 1990 г. около 100 тыс. человек.

Сегодня по магистрали ежегодно перевозится свыше одного млн. тонн грузов. Экономический потенциал ее очень высок, а Бурятский участок — важный стратегический узел всей магистрали. Его эксплуатация неизмеримо увеличивает геополитический вес республики, усиливает ее составляющую в растущем геополитическом балансе восточных районов России как активной территории Азиатско-Тихоокеанского бассейна.

Подготовил к печати В.Сергеев.