Александр Житомирский: «Пусть сегодняшний день станет последним днем перестройки»

Удивительно, как жизнь отдельного человека может точно описывать события в обществе, стране и мире. Рождение, взросление, победы и поражения, несбывшиеся мечты и новые надежды — через все это проходим мы — люди, через это проходим мы — народ.
В эти дни мы с прискорбием вспоминаем трагические события осени 1993 года. Тогда была окончательно предана и продана не просто отдельная страна, а целая многовековая мечта человечества о справедливом мире без гнета, войн и страданий. Этой мечты нас лишали трудно, медленно, больно. И находясь в определенном историческом контексте, сложно дать точную оценку, удалось предателям убить в нас веру в лучшее или мы еще способны на что-то.
Подробности событий 3-4 октября 1993 года уже многократно обсуждались и в СМИ, и в личных беседах людей, написано много книг непосредственными участниками тех событий. В народе эти события получили название «Черный октябрь». Однако не все, кто был на баррикадах перед зданием Верховного Совета РСФСР и перед телецентром в Останкино, могут рассказать свою правду, они не вернулись со своего последнего боя за свою страну и наше будущее.
Пока вся Москва гудела от идущей по ее улицам в центр бронетехники, в далекой от центра Бурятии только восстановилась в Коммунистической партии Житомирская Лидия Викторовна. Мать двоих детей, выпускница ВСТИ, коммунист с 1983 года, работник, ныне не существующего уже завода «Бурятферммаш». Убежденная коммунистка, хорошо знала цену труду и понимала, что советская власть стоит того, чтобы защищать ее, но знала ли она тогда, какую цену придется ей заплатить за любовь к своей советской Родине?
Когда мы разговаривали с Лидией Викторовной в канун 30-летия «Черного октября», мы начали с ее воспоминаний о том, каким был ее сын Александр Сергеевич Житомирский.
Воспоминания о сыне
«Он так гордился, что родился 7 ноября. И когда мы все собирались, он радовался, что его день рождения именно в этот праздник. У всех было такое хорошее настроение. Ведь тогда это был настоящий праздник!» — вспоминает Лидия Викторовна.
— «Саша родился 7 ноября 1975 года. С самого детства он был необычным мальчиком — всегда отлично учился, был очень добрым. Его отличала особенная любознательность, я бы сказала, что он старался объять необъятное. Вот все учителя говорили, что он какой-то не от мира сего… А преподаватели в университете говорили, что он такой политически активный!»
Он мог бы стать одним из тех, кто повел бы нашу Республику вперед. В школьном аттестате практически по всем предметам у него были пятерки. В 1992 году Александр Житомирский стал стипендиатом Бурятии и поступил в Москву в Университет Дружбы Народов им. Патриса Лумумбы. В тот год таких стипендиатов из Бурятии было всего лишь 8.Он мечтал стать ученым-химиком, увлекался историей отечественного и мирового флота, подготовил большое справочное пособие по этой теме. Саша увлекался астрономией, любил разгадывать головоломки, очень любил животных, природу. У него был спокойный уравновешенный характер, отличавшийся повышенным чувством долга и справедливости.
Из личного дневника Александра Житомирского
В дни, когда противостояние Ельцина и советской власти обострилось до крайнего предел, 17-летний студент второго курса не мог не думать о судьбе своей страны. Он был очень взволнован, и по рассказам его матери последняя запись, сделанная им в личном дневнике 30 сентября 1993 года была такой: «Пусть сегодняшний день станет последним днем «перестройки», Нет — поражениям и отступлениям! Да — победам и наступлениям!»

В те дни Александр Житомирский несколько раз заходил домой к своему двоюродному дяде, который работал в аппарате Верховного Совета РСФСР. В разговорах с его супругой он говорил, что советская власть рушится, и надо что-то непременно предпринимать.
Мама, вспоминая тот страшный год, говорит, что хотела перевести сына в Бурятию, поближе к дому, ведь времена были очень сложные. «Я даже ходила в БГУ и к министру образования Бурятии по этому вопросу, тогда им был С.Д. Намсараев. Его дочь тогда училась вместе с моим сыном в РУДН. И он убедил меня, что надо дать возможность сыну доучиться, тем более, он там представляет нашу Бурятию, являясь республиканским стипендиатом», — вспоминает Лидия Викторовна.
Последний бой он трудный самый
«Конечно, мы примерно понимали, что происходило в Москве в те осенние дни 1993 года. Помню, как 3 октября, вечером, вдруг отключилось центральное телевидение — была попытка защитников советской власти получить доступ к эфиру и обратиться к гражданам страны».
Тогда мать еще не знала, что сына больше нет в живых. Позже она прочитает в заключении о смерти сына сухие факты о его гибели: «Умер 03 октября 1993 года в возрасте 17 лет. Причина смерти: сильное огнестрельное пулевое торакоабдоминальное ранение. Жертва событий 3 октября 1993 г. Москва». В тот роковой день Александр Житомирский со своими товарищами по общежитию пошел в свой последний бой за свою Родину. Пошел без страха и без оружия, преисполненный великой любовью к своему народу и горечью за судьбу своих земляков, миллионов граждан советской страны, преданных и проданных верхушкой, жадно раздиравшей страну на части. Он шел в рядах рабочих, старых коммунистов и молодых патриотов, православных батюшек и простых советских учителей, врачей и инженеров. Он шел и верил, что от каждого из них зависит то, в какой стране будут жить наши потомки.
Заботливая мать постоянно отправляла посылки своему сыну, поддерживала его продуктами, теплыми вещами, писала письма. Очередная посылка пришла поездом 4 октября, ее на Ярославском вокзале должен был забрать у проводника сам Александр. Однако посылка вернулась обратно в Улан-Удэ уже к 11 октября. Лидия Викторовна вспоминает: «Ведь тогда не было сотовых телефонов. Мы общались иногда по стационарному телефону, он обязательно делился своими мыслями по происходящему в стране. Но в этот раз не было звонка ни от сына, ни от брата. Позже оказалось, что и брат, работавший в Верховном Совете, был страшно избит — были переломаны все ребра. Он еще долго болел». Так мать поняла, что случилось что-то плохое и срочно вылетела в Москву.
Поиски были недолгими — соседи по общежитию сообщили, что Саша не вернулся 3 октября с телецентра в Останкино. Тело Александра Житомирского оказалось в морге института им. Склифосовского, при себе он не имел документов и числился неопознанным. По свидетельству очевидцев, юного защитника Верховного Совета РСФСР Александра Сергеевича Житомирского расстреляли из крупнокалиберного пулемета, установленного на БТР. 7 ноября 1993 года ему должно было исполниться 18 лет.
Зорко лишь сердце
Так Бурятия потеряла свою надежду, мать — сына, а страна — будущее. Так устанавливался в России режим, который в последующие 30 лет под лозунги про демократию, свободу слова и великую рыночную экономику, убивал граждан, закрывал рты всем несогласным и уничтожал фабрики и заводы, колхозы и совхозы, перечеркивал жизни целых городов и сел.
Лидия Викторовна Житомирская продолжает жить в Улан-Удэ, сейчас она на пенсии. Поселок, как и сам мясокомбинат, в упадке, родной завод «Бурятферммаш» давно обанкрочен и закрыт. Дома у нее висит портрет сына, тот самый портрет, который ежегодно оставшиеся в живых защитники советской власти проносят по улицам Москвы в день памяти жертв кровавого ельцинского режима.
Мама, родившая и воспитавшая патриота, сама подает пример мужественности и стойкости. Она никогда не предавала свой выбор, выбор ее родителей, и ее сына, остается членом Коммунистической партии Российской Федерации. Живет Лидия Викторовна скромной жизнью в родном Улан-Удэ, летом ездит на дачу и хранит светлую память о своем любимом сыне.
Сегодня, в эпоху Интернета и информационного общества, казалось бы, можно забыть и завуалировать такие страшные факты из истории современной России. И власть старается это делать, старается забыть, старается исказить, а когда не получается, хочет утопить все это в ворохе информационного шума. Но удивительно то, что, несмотря на все эти попытки, по данным исследований, эта тема остается довольно обсуждаемой в обществе, и ежегодно 3 — 4 октября общество вновь и вновь возвращается к воспоминаниям, обсуждению вопроса о судьбе нашей Родины, о необходимости ее защищать не только от внешних врагов, но и внутренних. Народ продолжает искать правду и продолжает помнить имена героев. Таких простых героев из нашего дома, из нашей школы, нашей республики, нашей страны.
Мы не можем знать всего, но, как писал Экзюпери: «Зорко лишь сердце…» И оно нам подсказывает, что не все еще кончено, что наши надежды еще не потеряны, наша мечта еще живет в народе, значит, Александр Житомирский живет среди нас и верит, что нельзя сдаваться, он говорит нам: «Нет — поражениям и отступлениям! Да — победам и наступлениям!»
Секретарь комитета БРО КПРФ, Баир Цыренов


