«Единая Россия» забрала свой предвыборный подарок

В Народном Хурале всплыла история про нуганский клуб, который разобрали и перевезли в другое село по указанию главы Тункинского района Андрея Самаринова. Почему жители села Жемчуг обходят стороной этот клуб? ПОДРОБНОСТИ

На парламентских слушаниях в Народном Хурале всплыла история про нуганский клуб, который разобрали осенью 2013-го года по указанию главы Тункинского района Андрея Самаринова после поражения кандидата «Единой России» на местных выборах. Сообщает tunkarb.ru

Этот старый случай неожиданно обрел новую жизнь в республиканских и федеральных СМИ.

15-го октября 2015 года в Народном Хурале собрались культработники из разных районов республики, депутаты, чиновники, общественные деятели, чтобы обсудить современное состояние и перспективы развития культуры в Бурятии.

Участники слушаний достаточно откровенно обсуждали нынешние проблемы, без прикрас рассказывали о плачевном состоянии культуры на селе, о равнодушном отношении к ней местных властей.

Собравшаяся публика заметно оживилась сразу после выступления Долгор Башкеевой, председателя БРО профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания, в котором уроженка Нугана рассказала о феодальных замашках тункинского руководства.

— Я хочу про свою маленькую деревню в Тункинском районе сказать — село Нуган. Деревня не проголосовала за «Единую Россию». Раз деревня вся не проголосовала, клуб разобрали и увезли в Жемчуг, — рассказала она, сообщает газета «Номер один«.

В Жемчуге боятся прикасаться к «чужому добру»
Один из тункинских политиков согласился на условиях анонимности рассказать корреспонденту Тунка РБ о подробностях этой истории.

Во время выборов главы Тункинского района в 2012-м году один из главных претендентов на это место Андрей Самаринов, желая задобрить местный электорат, построил в Нугане симпатичный деревянный клуб.

Но радовал он нуганцев недолго. В сентябре 2013-го состоялись выборы главы сельского поселения «Харбяты», в которое входит и Нуган. Выборы выиграл неугодный Самаринову Вячеслав Балданов, собрав 55,43% голосов. А в небольшом, но гордом Нугане победу оппозиционера без преувеличения можно назвать сокрушительной — почти все село оказалось против фаворитки главы района.

Андрей Самаринов, разгневанный выходкой «неблагодарных» нуганцев, приказал разобрать свой подарок и перенести его в село Жемчуг, где жители выбрали себе «правильного» главу.

Прихоть главного «единоросса» района исполнили моментально. Уже через месяц клуб красовался в Жемчуге, в двухстах метрах от федеральной трассы Култук-Монды, но жителей села он совсем не радовал.

Андрей Самаринов, видимо, плохо знаком с традициями тункинцев. Пожалуй, любой местный житель знает, что Нуган — это необычное место, шаманское село.

Опасаясь небесной кары, женихи из других сел побаиваются увозить с собой нуганских девушек. Случайно оброненную в Нугане вещь, по здешним поверьям, нельзя поднимать с земли. Всё, что обретает свое место в Нугане, там должно и остаться.

— Люди обходят этот клуб стороной, — рассказывает один из жителей Жемчуга. — Мы не хотим, чтобы кто-то из нас умер или тяжело заболел. Этот клуб — чужое добро, его нельзя трогать.

Тункинские власти намеревались в привезенном из Нугана здании организовать музей. Но пока оно, очевидно, остается памятником великому чиновничьему маразму.

«Мне до выборов без разницы, я патриот»
Как в Бурятии перед выборами построили сельский клуб, а после проигрыша ЕР — снесли, сообщает Газета.ru

У губернатора Марий Эл единоросса Леонида Маркелова, публично пообещавшего накануне выборов на встрече с сельчанами «раскопать единственную дорогу» за оказанный плохой прием, нашлись последователи. В Тункинском районе Бурятии, где «Единая Россия» проиграла на выборах, молодой депутат разобрал сельский клуб, а неделю назад в чувашском городе Ядрин проигравший кандидат от ЕР Алексей Жарков демонтировал детскую площадку.

Историю о том, как единороссы после проигрыша на выборах глав сельских поселений в бурятском селе Нуган разобрали сельский клуб, который начали строить аккурат перед выборами, рассказала уроженка Нугана председатель БРО профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания Долгор Башкеева.

«Я хочу про свою маленькую деревню в Тункинском районе сказать — село Нуган. Деревня не проголосовала за «Единую Россию». Раз деревня вся не проголосовала, клуб разобрали и увезли в Жемчуг», — сообщила в четверг Башкеева на парламентских слушаниях в народном хурале.

Тункинскую долину в туристических справочниках называют Малым Тибетом, Сибирской Швейцарией и жемчужиной России. Здесь и правда очень красивые места: потрясающие пейзажи и чистый горный воздух. Село Жемчуг туристической Меккой стало совсем недавно — в середине прошлого века там искали нефть, а нашли термальные воды. Потом территорию всей Тункинской долины признали национальным парком. Полюбоваться местными красотами, буддийскими храмами — дацанами и подлечиться целебными водами сюда съезжаются теперь толпы людей.

Как выяснила «Газета.Ru», в селе Нуган клуб есть, ему 40 лет, и лет пять им никто не пользуется, потому что заходить туда страшно — состояние аварийное.

«Построить новый клуб предложил наш местный лидер молодежи Нима Сагалуев, — рассказывает председатель исполкома Тункинского района ЕР Анна Сыренова. — Это была частная инициатива молодежи, ни партия, ни местная власть к ней отношения не имели: землю под строительство им не отводили, денег не давали. Параллельно молодежь начала две стройки: в Нугане и в другом селе, Жемчуге. Но денег на два объекта не хватило, поэтому они решили сделать один, пожертвовав клубом в Нугане».

Нима Сагалуев был лидером местной «Молодой гвардии Единой России», в сентябре 2014-го он баллотировался в депутаты от ЕР и победил на выборах. А двумя годами ранее в районе выбирали главу, и главным претендентом был единоросс Андрей Самаринов, который, как утверждают на селе, и построил в Нугане симпатичный деревянный клуб. Впрочем, простоял клуб недолго — через год на новых выборах нуганцы сокрушительно «прокатили» кандидата от ЕР, после чего клуб разобрали по досочкам и вывезли в «лояльный» Жемчуг.

«Пришли мы к Самаринову, главе нашему, и сказали, что хотим клуб построить, он и сказал: стройте, документы не оформляли, потому что потом бы оформили, — рассказывает Нима Сагалуев историю клуба. — Мне до выборов без разницы, я патриот, поэтому вот и строю объекты в районе. Деньги дает молодежь, к бизнесменам с шапкой ходили, было вот желание хорошее что-то сделать. А что в ответ? За нашего главу (Самаринова. — «Газета.Ru») фигню теперь всякую пишут, меня вон подозревают — кто работает, того и оскорбляют».

24-летний сельский депутат Сагалуев утверждает, что хочет и дальше строить в Нугане полезный для народа объект, но «не сегодня и не сейчас».

«Деньги кончились, поэтому пиломатериалы из Нуганы пришлось вывезти в Жемчуг, там туристы, народу больше, только поэтому, а не из-за неправильного голосования, — уверяет Сагалуев «Газету.Ru». — Но и в Жемчуге достроить пока не можем, денег пока нет. Знаете, обидно: строим сами, бегаем-шуршим, делаем все для народа, а в ответ получаем гадости».

Политологи, впрочем, считают, что объект для народа в обмен на мандат — вполне обычное дело. Другое дело, что раньше никому в голову не приходило в случае проигрыша разобрать то, что уже сделано.

«Так часто бывает, что кандидат-бизнесмен или просто человек с деньгами рассчитывается за приход во власть строительством соцобъектов, — говорит политолог Николай Миронов. — Вообще власть нечасто проигрывает. Но если проигрывает, то очень часто бывают обиды, потому что партия власти считает себя как бы хозяином, которому власть принадлежит по природе, а приход оппозиции — это аномалия. Поэтому потом начинается возбуждение дел, а муниципалитетам, где у власти оппозиция, режут полномочия и финансы. Но чтобы ликвидировать клуб — это уже нонсенс».

«Формально партия к этому акту мести, жадности и идиотизма отношения не имеет. Среди членов любой партии есть умные и дураки, щедрые и жадные. А традиция прикармливания округа в России многолетняя. Раньше железные двери в подъездах любили ставить, — рассказывает политолог Константин Калачев. — А тульский губернатор Груздев как начал ставить детские площадки еще в бытность депутатом — тогда он это делал в Москве, так до сих пор их и ставит, но теперь в Туле и области. На всех площадках написано: подарок губернатора. Из личных средств, кстати, уже 500 поставил, а в следующем году у него выборы».

История с сельским клубом случилась через неделю после другого сообщения об обиженном единороссе. 10 октября в чувашском городе Ядрин рабочие демонтировали новую детскую площадку из горки и качелей, находившуюся во дворе дома по улице Молодежная.

Площадка была подарком от кандидата «Единой России» в депутаты районного собрания Алексея Жаркова, который выборы в итоге проиграл, после чего площадку и увезли.

После постов в соцсетях и материалов в СМИ в городе разразился настоящий скандал. Единороссам пришлось оправдываться и вернуть площадку. «Площадка по причине обнаружения дефектов и во избежание детского травматизма была заменена на новую» — такова была официальная версия.

«Все домыслы о связи этого события с итогами прошедших в сентябре выборов неуместны и не имеют к ним никакого отношения. Также хочу подчеркнуть, что забота о детях была и будет оставаться приоритетом для партии», — публично заявил Владимир Кузьмин, секретарь Ядринского райотделения ЕР, от которой баллотировался Жарков.

«Вернули, но не то, что вывезли, — горка в два раза больше, качели не одни, а двое. Постаралась местная власть после скандала, — говорит «Газете.Ru» депутат Чебоксарского горсобрания от ЛДПР Константин Степанов. — Кроме того, поставили и в соседний двор тоже, чтобы отмыться теперь. Или, может, по плану должны были стоять комплексы, но никто не знал, а сейчас, испугавшись контроля, быстренько среагировали. Никогда не встречал такого откровенного хамства на выборах».

Депутат Ядринского райсобрания Ольга Угабаева уточняет, что при возвращении площадки на месте был Жарков и его рабочие: «Он теперь говорит, что был дефект, но… все мы знаем, какой был дефект». Она иронизирует, что скоро в Ядрине везде будут качели: «Вчера НТВ было, до этого, во вторник, РЕН ТВ, сегодня чувашское ТВ». Сам Жарков в течение недели на звонки не отвечал, а в его компании «Автодорсервис» предложили перезвонить директору в понедельник.

А в начале сентября перед губернаторскими выборами в Марий Эл в соцсетях широко разошлось видео, на котором врио главы Республики Марий Эл Леонид Маркелов, баллотировавшийся на губернаторских выборах, пригрозил жителям села Шимшурга «раскопать» единственную заасфальтированную дорогу, поскольку его «первый раз так плохо принимают». После вспыхнувшего скандала он назвал эту фразу «шуткой». Шутка эта, впрочем, ему аукнулась — выборы он хоть и выиграл, но от второго тура его отделяло менее 1%.

«Меня так плохо первый раз принимают. У меня нигде так не было, чтобы ворчали, ворчали, рычали. Везде спасибо говорят, — заявил Маркелов на открытии фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) в селе Шимшурга Звениговского района Республики Марий Эл. — Ну, наверное, мне стоит повернуться к вам тем местом, каким вы ко мне повернулись, да? Закрыть все и уехать, и дорогу раскопать. Не верите, что я раскопаю дорогу? И будете три года ждать!»