«Научите меня быть якутом»
Востребован федеральный закон о «новых детях войны» — так говорят в Якутии
Именно коммунисты могут и должны подготовить такой справедливый закон
НА ДНЯХ главный редактор нашей газеты «Советская Россия» Валентин Васильевич Чикин, увидев фотографию десятилетней девочки с флажком «Дети войны» на октябрьском митинге коммунистов Якутии, позвонил и поделился мыслями о настоятельной необходимости законодательного решения: «Было бы здорово, если бы в нашей стране разработали и приняли закон о новых детях войны». Я попросила поручить мне эту тему.
Изучая материалы, совершенно неожиданно на сайте 24.ru наткнулась на информацию о законопроекте «О детях СВО», разработанном депутатами Госдумы. А кто именно его подготовил, не обозначено. В то же время отмечено, что «депутаты придумали новую категорию льготников, но не придумали им льготы». Данный нормативный акт в профильном комитете еще не обсуждался.
«Следовательно, проект закона, видимо, еще очень сырой, до конца не разработан», – подумала я. И тут же из других источников с удивлением узнала, что эта законодательная инициатива лишь вводит категорию «Дети спецоперации» и предусматривает выдачу им удостоверения! К сожалению, законопроект не предлагает никаких конкретных мер поддержки или льгот для детей спецоперации. Он, мол, лишь дает возможность региональным органам власти разрабатывать специальные программы помощи, социальные пособия, услуги и субсидии.
А зачем это нужно, если многие регионы уже разработали такую документацию. К примеру, что положено семьям участников СВО – их детям, женам (мужьям), родителям – подробно расписали Башкирия, Приморский край, Орловская область и другие. Именно эти регионы сегодня оказывают большую помощь своим бойцам и их детям. Каждый регион, учитывая свои финансовые возможности, назначает социальную помощь семьям мобилизованных, служащих по контракту и добровольцев СВО.
Не понравилось и то, что вышеупомянутый законопроект предлагает признать детьми спецоперации только несовершеннолетних, живущих в зоне СВО. А как быть с детьми из других регионов?!
Анализируя проекты, пришла к выводу, что нам действительно остро необходим закон «О новых детях войны», охватывающий все регионы страны, но, конечно, особо выделяя несовершеннолетних, проживающих в зоне СВО.
Сегодня на Донбассе погибло немало российских солдат. А сколько воюют?! И практически у всех есть семьи, дети и даже внуки…
Например, как можно проигнорировать детей войны из Якутии, чьи отцы, а это порядка более пяти тысяч человек, ушли сражаться с фашистами за освобождение Донбасса и Новороссии?!
ПОЛГОДА назад по WhatsApp-группам широко распространили данные о погибших на СВО якутянах, причем раскладку дали по всем 34-м улусам республики. Назывались сотни погибших. А мои подруги – ученый-физик, учителя математики, сотрудник банка, бухгалтер, предприниматель, полицейский, соцработник – называли еще адреса и имена.
А теперь сравните. По сведению автора якутской «Википедии» Николая Павлова, на 1 января 2023 года «в Индии проживает около 1,3 миллиарда человек, а в Якутии на почти такой же площади нет и миллиона».
В Якутии в июне 2023 года наконец-то был зарегистрирован миллионный житель. Включая русских, украинцев, якутов, татар, бурятов и других, всего проживает 127 национальностей.
Из миллиона якутян численность якутов не превышает 500 тысяч человек, а малочисленных народов Севера – всего 32 860 человек, в том числе эвенков – 18 232, эвенов – 11 657, долган – 1272, юкагиров – 1097, чукчей – 602.
В годы Великой Отечественной войны, согласно известному приказу Иосифа Виссарионовича Сталина, представителей малочисленных народов Севера на фронт не призывали. Несмотря на это, многие шли воевать по велению сердца и долга, особенно студенты-северяне, обучавшиеся в центральных вузах страны. Знаю случай, когда житель Булунского района, а это море Лаптевых, Ледовитый океан, из-за отсутствия в то время транспорта, отправился на фронт на лыжах… А сейчас жители арктических улусов в зону боевых действий едут массово.
– Галина, перестань меня выдавать замуж! – однажды рассердилась на меня одна из племянниц. – За кого выйду?! Ты разве не замечаешь, что сейчас даже на улицах так мало молодых людей моего возраста…
Кому-то может показаться, что я немного отступаю от темы – законопроекта о новых детях войны. Но данный вопрос невозможно раскрыть без упоминания об их отцах и о проблемах семей солдат, защищающих Родину…
С начала СВО из числа якутов 11 человек удостоены высокого звания «Герой России». Не зря! Президент РФ Владимир Путин как-то особо выделил героизм бойцов СВО из Якутии. «Воюют они действительно круто, героически. Сильные мужчины, сильные ребята», – похвалил президент.
Да, слова Владимира Путина подтверждают однополчане наших бойцов-земляков. «Научите меня быть якутом», – воскликнул один из них, восхищаясь бесстрашием и мужеством наших парней. И это высказывание участника СВО широко растиражировали в интернете.
О якутянах – участниках СВО есть много удивительных фактов, которыми можно только гордиться. «Советская Россия» об этом не раз писала. Приведу только два малоизвестных.
Первый факт. Шестеро родных братьев Курышевых из маленькой деревни Первый Кангаласс Нюрбинского улуса мужественно сражаются на передней линии СВО, правда, в разных направлениях. Один из них десантник-штурмовик, второй – минометчик, третий – дроновод, четвертый – водитель, пятый – разведчик и шестой – заряжающий.
А их мама до сих пор проживает в ветхом аварийном домишке, где выросли эти героические немногословные ребята с позывными «Курыш», «Мирный», «Вики», «Кока», «Москва», «Хатыы». Семьи братьев, а значит, и их дети, по большому счету, тоже живут очень скромно. Люди, видя фотографию, где запечатлена родительская жалкая хибарка, в соцсетях ругают власть за равнодушие к близким отважных бойцов.
Второй факт. 38-летний участник СВО Александр из Горного района, получив тяжелое ранение в бою, попросил товарищей отрезать ему ногу, но те не смогли это сделать. Тогда парень, чтобы не умереть от гангрены, сам себе отрезал ногу ножом. После этого он 17 дней ждал эвакуацию в окопе.
С середины лета Александр проходит лечение в госпитале в Волгограде.
Третий факт. Многодетная мама из села Маган Марина Бахилина, два сына которой сегодня защищают Родину, о своем желании работать поваром на передовой линии высказалась во время встречи группы матерей участников СВО с Владимиром Путиным. Тогда президент страны, поблагодарив якутянку, сказал, что нет необходимости отправлять матерей на СВО. Но настойчивая женщина добилась своей цели – быть рядом с сыновьями, пусть не со своими. Второй год она в полевых условиях готовит бойцам вкусные горячие обеды, даже печет пирожки… Один из ее сыновей, кадровый военный, за проявленные храбрость и мужество награжден орденом Мужества.
Как отмечено выше, у всех наших бойцов-якутян – обостренное чувство долга перед Родиной, поскольку в каждой семье отцы и деды воевали против фашистской Германии и самоотверженно трудились в тылу. Они презирают националистическое чванство и очень любят свою суровую землю.
К сожалению, есть и другие причины. Сегодня многие из наших ребят-якутян, особенно селян, отправляются на фронт, заключая контракт по причине многочисленных своих долгов, ведь в глубинке царит безработица. У нас на Севере (не будет преувеличением, если скажу) немало семей, взяв кредиты, не могут расплатиться. К примеру, трое моих двоюродных братьев, отправившихся на фронт, погрязли в кредитах. 30-летний Михаил в ноябре прошлого года после очередного боя пропал без вести. Двое продолжают воевать.
Николай дважды ранен, чудом остался жив. Хирурги не все осколки смогли вытащить, несмотря на это, он после госпиталя, хромая, возвращается на поле боя. Кстати, так поступают практически все якутяне: «Как я могу бросить своих товарищей, ведь они в окопах!» Вот такие наши ребята-северяне – честные и совестливые.
Думаю, Прокопий, работник шиномонтажа, уехал на фронт, чтобы прокормить свою семью, рассчитаться с долгами по ипотеке, а также с многочисленными кредитами, которые взял, например, собирая троих детей в школу. Если у Николая жена Варвара – разумная хозяйка (вдвоем воспитали хороших сыновей, один учится, другой проходит срочную службу в Вооруженных Силах), то Прокопию со второй половиной, мягко говоря, не повезло. Пока он, заключив контракт ради спасения детей от беспробудного безденежья и нищеты, рискуя жизнью, воюет, молодая жена Светлана, бывший учитель начальных классов, во время пандемии устроившись в закрытую зону санитаркой, почувствовав вкус больших денег, оставила семью без внимания.
Дети в основном живут у бабушки с дедушкой, которые тянут всех на крошечные пенсии по старости. А Прокопий все надеется, что супруга одумается, поэтому не разводится… Моя тетя Мария нынешней осенью ходила в администрацию поселка с вопросом: какая-нибудь помощь родителям участника СВО полагается или нет? Ей ответили: «Мы отправим вам фрукты. Это единовременная помощь»…
Думаю, такие трудные житейские ситуации должны быть прописаны в законопроекте о новых детях войны. Моих племянников, детей войны, должен защитить закон. И подобных случаев в республике, да и во всей стране, предостаточно…
КОГДА речь идет о законе о новых детях войны, перед глазами невольно предстают и дети-инвалиды лидера коммунистов города Якутска, участника СВО Саввы Михайлова, посмертно награжденного орденом Мужества. В годовщину его смерти, 8 ноября 2024 года, коммунисты в Якутском рескоме КПРФ провели траурный вечер. Люди очень тепло говорили о Савве Анатольевиче. Чтобы читатель имел представление о нем, приведу высказывания жителей Якутска на этом мероприятии.
Директор школы №26 города Якутска, депутат Якутской гордумы Айаан Васильев:
– Савва Михайлов вырос в рабочей многодетной семье. Он, работая в органах законодательной и исполнительной власти, хорошо узнал жизнь республики, изнутри увидел механизмы работы властных структур. С 2019 года руководил Управой Строительного округа города Якутска. Численность населения многопроблемного округа, по-моему, составляет 60–80 тысяч человек. Если подумать, это меньше Нерюнгринского района, но больше Мирнинского…
Жительница 17-го квартала Якутска Екатерина Возник:
– О ком мы обычно плачем? О близких, друзьях… А о каком-нибудь чиновнике кто-то, скажите, заплачет? А мы, узнав печальную весть о кончине Саввы Анатольевича, как и все, плакали…
Наш глава Михайлов находился на связи с нами, жителями Строительного округа, 24/7 (двадцать четыре часа семь дней в неделю). Он трудился в таком режиме, как экстренные службы, – денно и нощно, без выходных и праздников. Отвечал на все наши телефонные звонки, реагировал на сообщения по WhatsApp…
Член женсовета Строительного округа Надежда Алексеева:
– Савва Михайлов для нас, простых жителей самого сложного округа города, останется в наших сердцах как Коммунист с большой буквы. Он был умным, глубоко порядочным, честным, справедливым и внимательным руководителем.
Девятиклассница Владилена, в младенчестве перенесшая операцию на сердце и страдающая хрупкостью костей, и пятиклассник Всеволод, тоже с букетом болезней, вместе с мамой Валерией Протопоповой пришли на мероприятие в честь памяти их отца и мужа Саввы Михайлова.
За этот сложнейший год дети Саввы Анатольевича как-то резко повзрослели, стали еще более рассудительными и серьезными. Пока они находились в моем кабинете, с удивлением обнаружила, что ребятишки стали с мамой обсуждать свои сложные житейские проблемы на равных…
Целый год меня мучил вопрос: как они, бедные, живут без отца? Ведь денег катастрофически не хватает даже на элементарные вещи. И когда Валерия отправляла мне по WhatsApp домашние фото, я невольно вглядывалась, что у них на столе…
Валерия Александровна ранее все время ухаживала за маленькими больными детьми, поэтому вынужденно не работала. А сейчас, выполняя последнюю волю мужа – воспитать детей достойными людьми, как пчелка, денно и нощно трудится по специальности – она теперь военный психолог. Она, с виду хрупкая, но на самом деле сильный человек, оказывает психологическую помощь раненым участникам СВО, тяжело переносящим невзгоды. Но чаще всего ей приходится работать с бывшими зэками, воевавшими в зоне СВО. Ей каждый день приходится слушать беспардонную ругань…
Поначалу мизерной зарплаты ни на что не хватало. У Валерии Александровны незадолго до гибели Саввы умер отец, а мама ушла в мир иной, когда она была совсем малышкой. Так что не на кого опереться.
Сначала понемногу помогали друзья, подруги… Изредка и я перечисляла ей из своей зарплаты… К сожалению, все рядовые якутяне страдают безденежьем. И это подтверждает недавняя информация под заголовком «Среди регионов с большой зарплатой Якутии нет», размещенная на сайте SakhaNews. Но потом, когда Валерия решилась уйти с работы и поискать другую, ей немного повысили выплаты.
ДОЧКА Владилена вместе с группой детей бойцов СВО нынешним летом, получив бесплатные путевки по линии Министерства образования РС(Я), ездила на море – в Краснодарский край, лагерь «Созвездие». Но девочки и мальчики с первого же дня пребывания на юге стали плакать и проситься обратно домой. СМИ сообщали, что там их никто не ждал, – выяснилось, что тендер выиграл другой лагерь, «Зарница». В этом лагере царила антисанитария: везде клопы, тараканы, грязное белье… В маленьких душных комнатках с разбитыми окнами ютились по 6–8 человек. Еда тоже была отвратительной.
Валерия, как и другие родители, хотела, чтобы дочка-подросток, получившая огромный стресс из-за потери любимого отца, отдохнула, отвлеклась от страшных мыслей, но, увы…
Весь август интернет гудел по поводу этого беспредела. Однажды прошла информация, что два высокопоставленных чиновника из министерства лично поехали на юга разбираться, ведь республика на отдых детей потратила огромные деньги… Но потом все замолкло. По крайней мере, я ничего не слышала.
Знают ли депутаты Госдумы об этих вопиющих случаях пренебрежительного отношения к детям участников СВО, среди которых есть и дети-инвалиды, как Владилена Михайлова, потерявшая отца?! Это крайне несправедливо по отношению к ней, ведь из-за плохого здоровья она и без того находится в непростой ситуации.
Организаторы с обеих сторон, допустившие издевательство над детьми и их родителями, должны понести строгое наказание. Получается, что кто-то нажился на халявных деньгах, брошенных на ветер другими безответственными чиновниками. А может, был сговор? И это тоже должно быть прописано в законе о новых детях войны, чтобы не допустить подобных ЧП.
Валентин Васильевич Чикин правильно сказал, что за разработку законопроекта о новых детях войны должны взяться только депутаты-коммунисты Госдумы, с самого начала создания партии по-настоящему борющиеся за интересы народа. Они и ближе к простым людям, прекрасно знают, кто и как живет, кто чем дышит.
И главной целью КПРФ является построение общества социальной справедливости на принципах коллективизма, свободы, равенства. Задача коммунистов – борьба за идеи добра и справедливости. Забота о людях – всегда была во главе угла наших депутатов-коммунистов Госдумы. Но особо выделю следующих: Дмитрия Новикова, Алексея Корниенко, Сергея Обухова, Марию Дробот, Николая Коломейцева, Нину Останину, Алексея Куринного, Леонида Калашникова, Сергея Левченко, которые, часто приезжая в Якутию, очень внимательно подолгу слушали, разговаривали с простыми якутянами, а потом оперативно принимали решения по тем или иным проблемам. Думаю, именно они смогут разработать очень нужный законопроект для нынешних детей войны. Надо учесть и то, что только у КПРФ есть низовые звенья в любых селах, поселках и городах России, которые могут с мест дать справки по истинному положению дел.
А богатенькие единороссы и иже с ними новолюды, справороссы, ЛДПР-цы не смогут написать нормальный закон. Почему? Они никогда не снизойдут до проблем простых смертных, не смогут прочувствовать их боль, отчаяние. Они всегда в первую очередь думали о себе любимых – где бы хапнуть побольше.
До сих пор меня возмущает нелестное, пренебрежительное высказывание одной депутатши Ил Тумэна о своем высокопоставленном чиновнике-соратнике из партии власти – «Мой дом – России»: «Слушай, говорят, N не ворует. Боится, значит – дурак, наверное…»
Если бы единороссы отказались от своих баснословных зарплат и пенсий в пользу народа, хотя бы во время СВО, может быть, я поверила в их красивые речи. Положение в стране изменится в лучшую сторону только тогда, когда у них будет такая же зарплата и пенсия, как у рабочего, животновода, оленевода, рыбака. И когда их животы будут урчать, как у простых трудяг, может быть, заработают мозги, проснется совесть, если, конечно, она у них есть…
Во время пандемии коронавируса моя подруга, учитель математики высшей категории, отчаявшись от наглости властей предержащих, сказала: «Оказывается, нам нужны только продавцы и водители. Больше никто…» Может, она где-то права…
Еще раз повторю, только депутаты-коммунисты Госдумы и региональных парламентов смогут подготовить сильный и справедливый закон о новых детях войны. Только они смогут компетентно расписать права детей бойцов СВО, а также условия предоставления жилья, проведения в квартирах ремонта, ежемесячные пособия, льготы при поступлении в учебные заведения, в том числе в вузы, двойные пенсии детям погибших бойцов…
Галина МОХНАЧЕВСКАЯ
г. Якутск