День Глеба Жеглова

Характер праздника изменить нельзя

Праздник – дело не праздное. Особенно если это праздник государственный. Такой праздник является мощнейшим идеологическим инструментом. Другой вопрос, в чьих руках окажется этот инструмент. Поэтому за право обладания праздником, тем более укоренившимся в стереотипном сознании масс, бились и всегда будут биться сменяющие друг друга властные режимы. Однако удержать во властных руках монополию на праздник трудно, особенно если этот праздник не имеет никакого отношения к действующему режиму. Тогда в ход идут самые яркие образы и символы прошлого, пусть даже они противоречат присвоившей их силе.

В С.-Петербурге в массовом порядке появились плакаты, приуроченные к празднику 10 ноября, который прежде назывался Днем милиции, но теперь, видимо, по причине неблагозвучности нового названия стражей порядка называется просто День сотрудников органов внутренних дел. Плакаты в виде портретов-скетчей подготовила петербургская художница Галя Губченко по заказу Городского центра размещения рекламы (ГЦРР). Тысячи постеров размещены в городе на отдельно стоящих конструкциях наружной уличной рекламы, в метро, в наземном общественном транспорте и в маршрутных такси.
На плакатах изображены любимые всеми поколениями россиян герои советских фильмов о милиции: жесткий, но справедливый капитан Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий, х/ф «Место встречи изменить нельзя»), мужественный комиссар Николай Кондратьев (Евгений Жариков, х/ф «Рожденная революцией»), отважный кинолог Глазычев (Юрий Никулин, к/ф «Ко мне, Мухтар!»), трогательный сержант милиции Вася Шанешкин (Леонид Харитонов, х/ф «Улица полна неожиданностей») и другие.
По словам авторов идеи, с помощью плакатов они «хотят привлечь и молодую аудиторию, которая оценит нестандартный подход к подаче рекламных плакатов, и людей старшего возраста, которых порадуют знакомые персонажи, поданные в новом ключе»… ко Дню полиции. Однако именно это и вызывает недоумение. Ведь всех прославленных милиционеров, портреты которых теперь развешаны в С.-Петербурге, невозможно назвать… полицейскими. Да и сами киногерои-милиционеры так никогда не назвались бы. Тем не менее именно этими портретами прикрыли праздник современной российской полиции. При этом все портреты снабдили громкими цитатами из легендарных советских фильмов. На одном из постеров комиссар Кондратьев заявляет прямо: «Мы ведь для будущего живем. Значит, должны помнить прошлое».
Вот здесь как раз и хорошо бы вспомнить прошлое…
Дело в том, что современная российская полиция исторически, а главное, идейно, по существу, не имеет никакого отношения к советской милиции, которую олицетворяют изображенные на новых плакатах герои советских кинофильмов, ставшие уже по-настоящему народными.
Сегодня нам внушают, будто термины «милиция» и «полиция» суть почти одно и то же. Разница-де лишь в переводе с древних языков: полиция – официальные государственные правоохранительные органы, а милиция – народные формирования, создаваемые с теми же целями – правоохранительными. Однако это якобы формальное различие имеет рознь по существу.
В истории человечества далеко не всегда государство выражало интересы народа. Тогда у народа оставалось справедливое право на смену государственного режима посредством свержения неугодной власти и устроения социального порядка в соответствии с народными идеалами. В таких случаях на страже режима, даже ненавидимого народом, всегда вставала полиция, поскольку она охраняла в первую очередь государственный режим, который, по сути дела, для этого полицию и нанимал. В случае победы народных масс на смену полиции приходила милиция – как охранитель интересов и завоеваний народа. Таким образом, полиция – это всегда слуга государственного режима, каким бы он ни был. Милиция – не слуга, а подлинный защитник народа, всегда действующий в интересах народа, состоящий из представителей самого народа, так как народ, его сохранение, счастье и благополучие и есть конечная цель любого государства. Полиция – орган карательный. Милиция – охранительный.
Впрочем, эту разницу следует понимать не столько в терминологическом ключе, сколько в историческом контексте относительно недавнего прошлого. Весной 1917 года, как только народ России сверг царский режим, немедленно была упразднена полиция, олицетворявшая прежний ненавистный всем социальный строй. Старую полицию сразу заменила милиция, занявшаяся охраной порядка, а не защитой власти.
В первые же дни Великой Октябрьской революции было принято постановление «О рабочей милиции», закрепившее за новым правоохранительным органом статус защитника трудового народа, его законного права и порядка. То было великое историческое время, когда господство сменилось товариществом. Потому и полицию сменила милиция. С тех пор представителя милиции называли «товарищ милиционер». Понятно, что господина полицейского назвать «товарищем» язык не повернется.
И все же сегодня, особенно в день профильного праздника, современной правоохранительной полицейской системе, пусть даже отрекшейся от старого славного именования, необходимы яркие положительные образы. Если не для прославления себя, то хотя бы для самооправдания. Эти образы черпают из советского культурного наследия, благо оно изобилует яркими художественными отражениями идеи высокого звания стража порядка.
Всего не перечесть, но штрихами отметить стоит. В стихах советский милиционер навсегда останется для детей «Дядей Степой» Сергея Михалкова, для взрослых – «Стоящим на посту» Владимира Маяковского и «Человеком в милицейской форме» Роберта Рождественского. В песне «Наша служба и опасна, и трудна» отразилась суть милицейского служения народу, хоть она «на первый взгляд как будто не видна». В советской литературе авторитет стража порядка рос от «Сержанта милиции» Ивана Лазутина до знаменитого полковника Гурова из серии романов Николая Леонова.
Но самые яркие зрительные образы, волнующие сегодня даже не очень читающее молодое поколение россиян, созданы в советском кино. Именно они, киногерои в милицейской форме, глядят сегодня с плакатов, которыми прикрыли незавидное положение современной правоохранительной системы России. Даже сами организаторы плакатных выставок говорят об этом. «Мы выросли на этих героях, именно они, эти персонажи, олицетворяют все самые лучшие качества, присущие сотрудникам органов внутренних дел – порядочность, доблесть, готовность всегда прийти на помощь. В этом случае художественные образы наполняются положительными качествами героев, так любимых несколькими поколениями россиян», – признался директор Городского центра размещения рекламы Григорий Путинцев.
Эта ситуация вполне объяснима. К сожалению, современные российские киногерои в погонах сотрудников органов внутренних дел не то чтобы, как говорится, физиономией не вышли, но попросту не тянут на роль выразителей лучших качеств, заданных примерами советской эпохи. Достаточно обратить внимание на названия нынешних фильмов о буднях МВД: «Менты» и «Мент в законе», «Ментовские войны» и «Королевство кривых», «Глухарь», «Дикий» и «Бешеная», «Опера» и даже «Легавый». И вот еще – «Гаишники» – да уж, это не знаменитый советский «Инспектор ГАИ»!
Такой неказистый набор современных персонажей вряд ли украсит улицы С.-Петербурга в День сотрудников органов внутренних дел. Если бы они появились и криво ухмылялись нам с плакатов, то было бы стыдно за нынешних сотрудников МВД, среди которых немало вполне порядочных, честных и добросовестных людей, специалистов своего непростого и очень нужного дела.
Впрочем, искусство есть отражение современности. Будем верить и надеяться, что когда-нибудь российское искусство вновь получит возможность отобразить лучшие качества стражей порядка, настоящих рыцарей правоохранительной системы России, ныне пребывающей не в лучшем виде, а также изобличить тех, кто довел эту систему до такого положения.
Искусство есть преломление прошлого в настоящем. И если бы киногерой Глеб Жеглов, капитан советской милиции, сегодня сошел с экрана, шагнул бы в нашу современную жизнь с плакатов, развешанных в С.-Петербурге, то можно предположить, кому бы он теперь сказал свое знаменитое «Вор должен сидеть в тюрьме»!
Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ 
Санкт-Петербург