Увеличились расходы на имидж главы и Правительства Бурятии

Расходы на информационное обслуживание Правительства и главы Бурятии в 2016 году увеличено почти на 22% по сравнению с 2015 годом. При этом бюджет Бурятии 2016 года  в расходной части  сократился на 11% по сравнению с 2015 годом.

Для того чтобы понимать какие средства расходуются на информационную политику Правительства Бурятии заглянем в республиканский бюджет. На 2016 год на эти цели заложено около 67,5 млн.р. при расходах бюджета чуть более 44 млрд.р. Если сравнить с 2015 годом, то тогда было заложено – 55,4 млн.р. при расходах бюджета около 49 млрд.р.
Мы видим, что общие расходы бюджета падают, но при этом растут траты на имидж главы и Правительства Бурятии.

Почему такое происходит? В первую очередь это связано с предстоящими выборами главы Бурятии. Для того чтобы показывать красивую картинку при плохой игре нужны дополнительные средства. Команда Наговицына пошла по пути наименьшего сопротивления, зачем прилаживать колоссальные усилия по выводу республики из кризиса, тогда как можно просто увеличить финансирование собственного пиара. При этом жители нашего региона получают двойной ущерб. Первое, это рост неэффективных трат без того скудного дотационного бюджета. Второе, это обман, искаженная и неверная  оценка деятельности наших высших чиновников жителями Бурятии. Все это сказывается на эффективности государственного управления.

От того что они на 22% увеличили расходы на собственный пиар увеличивается ли качество нашей жизни хотя бы на 1%? Если часто говорить «сахар», у нас во рту становиться слаще?

Не будем вспоминать, что господин Наговицын, когда пришел в 2007 году к власти обещал к 2017 году сделать Бурятию бездотационным. На самом деле уровень нашей финансовой зависимости от федерального бюджета остался прежним. Но это уже другая тема для отдельного разговора.

Что такое их траты на информационную политику?

В 2016 году на прямое финансирование правительственного учреждения «Издательский дом «Буряад унэн» заложено 16 млн. 726 тысяч рублей. Субсидии некоммерческим организациям, СМИ -13 млн. 983 тысячи 200 рублей. Освещение деятельности главы и Правительства РБ – 36 млн. 837 тысяч 200 рублей.

Что в этих информационных материалах, финансируемых главой Бурятии, есть такое за что нужно нашим медиа платить такие огромные суммы из бюджета? Да собственно ничего такого жизненно важного. Публикуют обычно, вот глава съездил, в какой-то район, провел совещание, где-то пукнул, там чихнул, вот тут нахмурился, мы на 0,5% стали жить лучше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, во-от такие огромные у нас заработные платы, разного рода поздравления с праздниками, тезисы о диверсификации, импортозамещении и прочую дребедень.

Но реально необходимой нам каждый день информации очень мало. Таких как объяснение каких-то важных изменений в законодательстве, как и куда нужно обращаться по каким-то вопросам, какие документы принести, разъяснение наших с вами прав и свобод пусть даже в рамках нашего региона. Как противостоять чиновничьему беспределу, алкоголизму, наркомании, коррупции, как защищать свои права, добиваться справедливости и т.д. То есть вопросы, непосредственно касающиеся нашей с вами жизни, а не то, как глава Бурятии эффективно нами руководит и ведет нас к светлому будущему. Если гипотетически предположить что эти средства Наговицын потратил бы, на какие нибудь более важные нам проекты, то пиар получил бы намного больше. То есть, эффективность госзатрат стал бы выше.

Наше Правительство никогда не напишет в своих заказных статьях сколько, какое СМИ, за что получили эти госконтракты. Не разъяснит и нормальным языком обоснует причину роста таких трат.

Если посмотреть, как другие государственные структуры освещают свою деятельность, то мы там не увидим таких огромных трат. МВД, ФСКН, Прокуратура, СКР и прочие организации просто имеют в наличии штат пресс-службы, состоящий из нескольких человек и все. Всю информацию о своей деятельности они выкладывают на своем сайте. Оттуда они расходятся как горячие пирожки по нашим медиа. Без всякого госконтракта на информационное обслуживание.

Если правильно поставить работу любой пресс-службы любого ведомства, то освещение деятельности можно получить, не тратя таких огромных денег, просто потому что это интересно потребителям информации. Человек по природе устроен таким образом, что у него каждый день возникает потребность узнать то, что происходит вокруг. При этом у него есть желание получить правдивую картинку. На этом СМИ делают деньги, продавая рекламу.

Исходя из всего этого, мы можем предположить что эти контракты нашего Правительства это попытка купить лояльность наших медиа. Вместо того чтобы не давать повода для критики и давать повод для похвалы они просто покупают мнение. Это все равно что больному человеку внушить что он здоров, вместо того чтоб лечить его. В данном случае больной человек, это наш регион вместе с жителями.

Какие СМИ в прошлом 2015 году получили контракты? Говоря «получили контракты» я имею ввиду что каждая такая госзакупка изначально формируется под конкретное СМИ. Имеется большая вероятность того что все закупки обговорены между участниками и организатором торгов. Это мое субъективное предположение, исходя из анализа некоторой части конкурсной документации и результатов торгов. Отклонения от первоначальной цены контракта в большинстве случаев минимальное, чисто символическое. Можете это проследить на сайте госзакупок. Сам сайт госзакупок устроен очень сложно, обычному пользователю необходимо очень долго вникать во все тонкости. Также всю истоию контрактов можно проследить на электронных торговых площадках.

Самые крупные получатели правительственных контрактов в 2015 году:

ГТРК «Бурятия» получила более 6 млн. рублей.
ТРК «Аригус» и газета «Традиция» –  более 3,8 млн. рублей
«Информ Полис» и «Нова Принт» – более 2,4 млн. рублей
«Номер Один» –  более 1.8 млн. рублей
«Тивиком» – более 1.5 млн. рублей
«МК в Бурятии» – более 0,8 млн. рублей
РА «Медиатор» – 0,8 млн. рублей.

Генеральный директор «Аригус» Татьяна Мантатова является единственным учредителем газеты «Традиция». «МК в Бурятии» на 100 % принадлежит депутату горсовета Николаю Будуеву. РА «Медиатор» принадлежит главреду телекомпании АТВ Дмитрию Турченюку.

Кроме республиканских СМИ получателями этих правительственных контрактов являются все районные газеты. Там суммы не такие большие от 100 до 150 тыс. рублей в год.

Правительственная джинса

Джинса в СМИ — скрытая реклама, необъективный материал, публикация которого скрыто оплачена. Жители Бурятии, читая любую из этих газет, смотря эти телеканалы, юзая любое из этих интернет-СМИ не подозревают что статья, телепередача проплачена Правительством и главой Бурятии. Малая часть читателей и телезрителей, наверное, знают и в целом, возможно, догадываются, что у наших СМИ есть эти контракты. Но конкретно, какой материал оплачен мы не знаем.

Поэтому, мы вполне обосновано может утверждать что Правительство и глава нашего региона вводят нас в заблуждение. Поэтому я требую, чтобы проплаченый ими контент идентифицировался. Например, надписью – «Оплачено из средств Правительства и главы Бурятии». Это будет честно по отношению к нам. Потому что мы как потребители этого продукта и должны быть осведомлены о его составе и свойстве. И кроме всего прочего это позволит независимым экспертам, активистам оценить и проверить насколько эти контракты исполняются.

Если такой идентификации  нет, то мы жители Бурятии имеем дело с банальной правительственной джинсой. Джинса это всегда манипулирование мнением.

Надо заметить что не все бурятские СМИ и журналисты «ползают на брюхе» после получения этих госконтрактов. Наиболее яркий пример, это Николай Будуев, владелец сайта ГазетаРБ, где часто делают перепосты моих критических публикаций в адрес наших высших чиновников и его издание «МК в Бурятии» также отличается независимым мнением. В прошлом году мне очень ярко запомнилась публикация на первой полосе «Информ Полиса» фотография с митинга БГУ – «Наговицын уходи – забери свои носки». ТРК «Аригус» иногда бывает вполне объективной. Газету «Новая Бурятия» можно добавить в этот список. Молодая телекомпания АТВ тоже отличается непредубежденностью. К сожалению, на этом список исчерпывается. Повторюсь, это мое субъективное мнение.

Наши СМИ никогда публично перед своими читателями не признаются об этих контрактах, считая это их внутренним корпоративным делом. Но на самом деле как раз наоборот, это в первую очередь касается потребителей их продукта.

Кроме этого еще один источник доходов наших бурятских СМИ это госконтракты Народного Хурала. Там суммы естественно меньше, но подход такой же.

Вообще, я хотел бы что какие нибудь юристы, для того чтобы усовершенствовать свое мастерство, обратились в суды, с тем чтобы признать эти заказные публикации рекламой. И в соответствии с законом о рекламе они были бы обозначены нужным образом.

Интересный момент, «Издательский дом «Буряад унэн» получает эти контракты, хотя по роду своей деятельности, исходя из того что ее финансирует Правительство и глава Бурятии должна итак делать это в рамках своей основной деятельности.

Если наше Правительство и глава Бурятии думает что, таким образом, поддерживает наши СМИ, то смею заверить, что кроме них есть другие, которым также нужна поддержка. Как быть в этом случае? Почему нужно поддерживать эти крупные СМИ, которые в принципе итак прилично устоялись?

Есть еще один момент, когда качество публикуемых материалов в этих медиа падает. Зачем гоняться за читателем, телезрителем чтоб наращивать рекламную аудиторию, когда и так идет халявное бабло. За товар, который они итак должны делать, получают еще докучи сверху. Многие ведущие российские медиаменеджеры открыто заявляют, что госконтракты деградируют СМИ.

Между тем по данным Медиалогии из 85 руководителей регионов России Вячеслав Наговицын  занимает 62 место по медиарейтингу. Из 12 глав регионов СФО он находиться на 10 месте. То есть плетется в хвосте. Не помогает ему заказуха, однако, как мертвому припарка.