Ко Дню космонавтики

Ровно 55 лет назад, 12 апреля 1961 года, полёт Юрия Алексеевича Гагарина открыл новую – космическую эру человечества. А Советский Союз сделал лидером освоения космоса.

День космонавтики – это память о первопроходцах, смелых людях, умевших мечтать и созидать. Это Циолковский и Королёв, Гагарин и Терешкова, это и тысячи неизвестных инженеров и рабочих, колоссальный труд которых сделал возможным приблизить мечту о космосе. День космонавтики – это созданные Советским Союзом новые прорывные технологии. Это передовые наука и образование. Но, кроме того, это и уровень нравственности и культуры, в том числе труда и управления, дисциплины и ответственности. День космонавтики – это, конечно, наша безопасность и мир, отсутствие большой войны на планете на протяжении длительного времени.

Сейчас мы видим изменение отношения к нашему ВПК со стороны российской власти, вызванное явным агрессивным отношением к нашей стране западных «партнёров». В этой связи и о космосе вспомнили.

А ведь ещё недавно в СМИ тиражировалось ложное утверждение, что расходы на космические исследования – пустые траты. 15 лет назад 23 марта 2001 года была затоплена гордость советской космонавтики – станция «Мир». Невостребованные научные разработки – и наши учёные работают над европейскими и американскими проектами. Установка на самоокупаемость – и наша космонавтика исполняет роль «извозчика».

А в массовое сознание не только внедрялась мысль о бессмысленности космических программ, но ставились под сомнение, высмеивались достижения советской космонавтики. Чего стоит мультфильм, ожидаемо получивший в 1995 году «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, названный именем первого космонавта. Иначе как глумлением над его памятью, историей страны это «творение» про гусеницу назвать нельзя.

Как результат этой целенаправленной политики, опрос ФОМ, проведённый в 2004 году, показал, что 54 % молодых россиян считали для себя День космонавтики не значимым. На этом основании Фонд прогнозировал, что актуальность этой исторической даты для россиян будет снижаться. Но, как показала жизнь, прогноз не сбылся.

11 августа 2015 года в Scientific American была опубликована статья Ли Биллингз «Война в космосе близка как никогда?». Там есть удивительные, но, наверное, чисто американские по своей безапелляционной уверенности в собственном превосходстве, пассажи. «Для военных, полагающихся на данные, получаемые с некоторых из этих спутников для ведения современных войн, космос стал самой высокой точкой, той высотой, на которой США являются бесспорным хозяином положения — «царем горы». Теперь же, когда Китай и Россия агрессивно пытаются оспорить первенство США в космосе, разрабатывая свои собственные военно–космические программы, существует угроза того, что силовое противоборство спровоцирует конфликт, который может парализовать всю космическую инфраструктуру планеты».

Этот «царь горы» даже не может обойтись без российских ракетных двигателей. Как было отмечено в докладе специальной комиссии Пентагона, без РД-180 космические запуски американских военных спутников после 2016 года будут сорваны. Программа по замене РД-180 обойдется США в $1,5 млрд. Согласно данным SpaceNews, к запускам новые двигатели будут готовы не ранее 2022 года. В результате, несмотря на американские санкции, контракт остался в силе. Но возникают вполне закономерные вопросы: зачем работать на военную мощь потенциального противника, где наши ответные санкции?!

При этом конгресс США требует совершенствовать как оборонный, так и наступательный потенциал военно–космической программы. Против кого наступать, недвусмысленно обозначено в пентагоновских указаниях главных угроз. Наша страна, по словам американских генералов, представляет экзистенциальную угрозу для Соединенных Штатов.

Получается, что американцы гарантированно имеют доступ к космическим полётам и запускам, благодаря нашим двигателям, экономят на этом, и на сэкономленные средства совершенствуют свой наступательный потенциал.

У нас же на совершенствование собственной космической программы в течение долгого времени средств не хватало. Одним из основных элементов воздушно–космической обороны нашей страны в течение 30 лет была Система предупреждения о ракетном нападении. Созданная советскими учёными и конструкторами, она в автоматическом режиме с высокой достоверностью определяла момент старта межконтинентальных баллистических ракет государства–агрессора, объектов атаки и времени полета ракет к ним. Однако в 2014 году остались только два спутника «Космос-2422» и «Космос-2446», которые, по оценкам некоторых экспертов, обеспечивали наблюдение за пусками ракет с территории США, лишь от 3 до 12 часов в сутки. Многолетнее недостаточное финансирование, невнимание к космической отрасли поставили под угрозу безопасность страны.

Но реальность заставила–таки российскую власть осознать необходимость совершенствования космических сил. 15 ноября 2015 года на орбиту был выведен военно–космический аппарат нового поколения «Тундра». Так начала на практике создаваться Единая космическая система. «Тундра» видит пуски не только межконтинентальных баллистических ракет, но и ракет, запущенных с подводных лодок. Также с ее помощью в автоматизированном режиме можно дать команду о нанесении ответного удара. К 2018 году в состав Единой космической системы должны войти 10 новых спутников.

И, безусловно, эти планы реализуемы. Сорвать их могут только взращённые либеральной властью безответственность, управленческая некомпетентность, колоссальная коррупция (что стоит только история со строительством космодрома Восточный), а также откровенное, или завуалированное, предательство.

По большому счёту, все нынешние достижения, в том числе и в военно–космической отрасли, происходят благодаря колоссальному заделу, созданному в советское время и вопреки проводимой социально-экономической политике.

Память о наших героях космоса даёт гордость, уверенность и будет укреплять и воодушевлять всё новые поколения россиян.

Секретарь Московского обкома КПРФ К.Н. Черемисов