Выступление Вячеслава Мархаева на пленарном заседании Совета Федерации в рамках «Правительственного часа» 25.05.16 г.

ВедущийВ.М. Мархаев, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Иркутской области.

Мархаев Вячеслав Михайлович:

Спасибо.

Уважаемый Сергей Ефимович!

Говоря в целом о реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на территории Российской Федерации, важно отметить и особенности его реализации на территории Байкальского региона.

Напомню, что правовой режим водоохранной центральной экологической зоны озера Байкал накладывает существенные ограничения на общий порядок обработки, утилизации и вывоза отходов всех классов, закрепленный в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления».

При этом из-за неопределенности Правительства России и вашего министерства в отношении размера этих зон, а также режима хозяйствования в них как следует отсутствует какая-либо внятная государственная политика в отношении отходов на территории Байкальского региона.

Собственно, в отношении территории Байкальского региона имеется достаточно много замечаний и нареканий как к Правительству, так и к отдельным ведомствам, в том числе к Министерству природных ресурсов и подведомственному ему Рослесхозу.

Уже сегодня Восточная Сибирь горит так, что потушить ее невозможно, даже если объединить все противопожарные силы государства и направить их туда. Второй год подряд нас ждет огненный ад.

Одной из основных причин этой катастрофы является отсутствие контроля за вырубками леса, о котором говорили здесь коллеги, и, как следствие, отсутствие контроля за отходами, образуемыми в результате таких вырубок, в виде сучьев, опилок, хвои и так далее. Пролежав год-два, эти отходы становятся пороховой бочкой для живого леса. Как министерство природных ресурсов и Рослесхоз контролируют их? Да практически никак.

И то, что Вы говорили о запрете рубок, – это, конечно, радует, но прошло уже 25 лет, практически строительного леса в Байкальском регионе не осталось.

Уважаемый Сергей Ефимович, как Вы думаете, насколько правильным является функционально-отраслевой подход к Байкальскому региону, когда за отдельные направления отвечают отдельные органы исполнительной власти: либо Минприроды, либо МЧС, Минвостокразвития, Минсельхоз и другие?

Байкальский регион – это единый экологический комплекс, в котором взаимосвязаны по всем аспектам, во-первых, уровень воды в Байкале, который то снижается, то поднимается, во-вторых, лесное хозяйство и связанные с ним бесконтрольные вырубки и образуемые отходы, в-третьих, режим защитных зон озера Байкал, размер которых до сих пор находится под вопросом.

Когда наконец определится федеральный орган, который возьмется за разработку и реализацию единой государственной политики в отношении озера Байкал как уникального международного экологического объекта? Что Министерство природных ресурсов и экологии предпринимает в этой связи? А необходимость в этом очевидна. Спасибо.

—-

Москва, 25 мая 2016 г.