Бесхозность, рынок и пожар

Враги Русского леса

Русский лес не без оснований в народе называют зеленым золотом страны. Россия обладает самыми высокими лесными ресурсами в мире. Только в лесах государственного лесного фонда мы располагаем запасами более 70 млрд кубометров древесины хвойных и лиственных пород. При этом важно помнить о том, что если при разработке нефтяных и газовых месторождений на месте их выработки остается мертвая зона, то наши леса имеют чудодейственное свойство самовозобновления через 60–100 лет.

Помимо универсальных природных свойств леса, благотворного влияния на окружающую среду, лесные материалы, наряду с нефтью, газом, металлом и другими ресурсами являются важным источником поступления в государственную казну твердых валютных средств за счет поставки на экспорт.

Несколько отступим от прямой темы этой статьи, но не сказать об этом было бы несправедливо. Особая миссия выпала нашим лесам в годы Великой Отечественной войны на оккупированных немецко-фашистскими захватчиками территориях. На Брянщине, Смоленщине, в Белоруссии, покидая свои дома, спасались от верной гибели тысячи мирных жителей – уходили в леса под крыло партизанских отрядов. Лес принимал, согревал теплом своих костров, укрывал от непогоды, помогал людям выжить. Партизаны под прикрытием леса своими дерзкими рейдами наносили врагу внезапные удары, пускали под откос вражеские эшелоны, уничтожали живую силу и технику врага. Лес хорошо маскировал партизанские отряды от налетов немецкой авиации.

Фашисты боялись появляться в лесах. Лес, как верный солдат, плотной стеной стоял на пути врага, не молчал, не бездействовал, а был вместе с партизанами активным борцом по защите своего Отечества.

 

***

Советское государство всегда поддерживало сложившийся в лесу за многие годы порядок, соблюдало законы и правила лесопользования. В системе бывшего Минлеспрома СССР велись планомерные, научно обоснованные разработки исходя из принципов самовозобновления леса, строгого соблюдения объема лесозаготовок в пределах расчетной лесосеки.

Для сохранения лесов, надежной защиты от лесных пожаров эффективно действовали на всей территории органы государственной лесной охраны, что позволяло ликвидировать возгорание в самом его начале, не допуская распространения на больших территориях. Минлеспромом с помощью специально созданных в структуре отрасли строительных подразделений (передвижных механизированных колонн, строительных трестов, всесоюзного объединения «Союзлесстрой») в основных лесных районах (от Сахалина до Архангельска) проводилось планомерное освоение лесных территорий, в том числе в труднодоступных районах.

Ежегодно строилось не менее 5000 км лесовозных дорог круглогодичного действия. Практикой установлено, что для освоения 1 млн кубометров древесины требовалось построить 40 км лесовозных дорог.

Проводя постоянную крупномасштабную работу по строительству лесных магистралей, одновременно возводили лесные поселки с полным набором жилищно-бытовых и социально-культурных объектов, школ, детских садов, больниц, торговых объектов и т.д.

В министерстве существовало выработанное годами негласное правило: каждый приезд в лесной район министра заканчивался принятием конкретных деловых решений, в основе своей направленных на ускоренное развитие производства, повышение его эффективности, улучшение жилищно-бытовых условий трудящихся.

Нередко эти решения закреплялись специальным приказом министра, выполнение которого находилось под строгим контролем. Особенно такая практика заметно утвердилась в 70–80-е годы, когда ЦК КПСС и СМ СССР приняли целый ряд важных для отрасли постановлений, направленных на глубокую переработку круглого леса на пиломатериалы, фанеру, древесно-волокнистые и древесно-стружечные плиты, мебель и т.д., низкотоварной древесины на технологическую щепу для целлюлозно-бумажной промышленности.

Требовались коренные меры для резкого сокращения объемов поставок на экспорт древесины в круглом виде за счет механической и химической их переработки. Поставляя лес в круглом виде на экспорт (по сути сырье), государство несло от этого огромные экономические потери, нередко импортируя в страну выработанные из нашего же круглого леса более дорогостоящие товары.

В этих условиях в конце 1980-х годов правительством Н.И. Рыжкова было принято специальное постановление «О создании совместных с инофирмами предприятий».

Была поставлена целевая задача: за счет поставки современного импортного оборудования широко организовать в лесной отрасли строительство таких предприятий, где блокирующий пакет капитала в 51% имела наша сторона, а 49% – иностранцы. Причем предусматривалось для этой цели заинтересовать льготное кредитование совместных предприятий, в том числе часть стоимости поставляемого из-за рубежа технологического оборудования компенсировалась поставками продукции нового совместного предприятия.

Мудрость и глубоко продуманная политика тогдашнего правительства и руководства отрасли исходили из практической и экономической целесообразности и выгоды, были призваны покончить с таким пагубным явлением, как поставка в больших объемах древесины на экспорт в круглом виде. Во исполнение указанного постановления правительства состоялось специальное решение коллегии Минлеспрома, началась практическая работа. Персональная ответственность за организацию ускоренного строительства первых совместных предприятий коллегией была возложена на автора этих строк.

В июне 1987 года в Москве представителями Минлеспрома и известной японской фирмы («Тайрику Трейдинг К°, ЛТД») было подписано соглашение о создании в поселке Новая Игирма Иркутской области первого в стране совместного советско-японского предприятия «Игирма-Тайрику» по производству 90 тыс. кубометров экспортных пиломатериалов в год. По условиям японской стороны были преду­смотрены крайне сжатые сроки строительства – 9 месяцев (в 2,7 раза меньше нормативных).

До этого отечественная практика не имела подобных примеров строительства, если учесть, что строительство предстояло осуществить в условиях Крайнего Севера. При этом из 9 отведенных на строительство месяцев 6 месяцев приходились (октябрь–март) на зимний период. На месте строительства отсутствовала строительная организация, не были решены вопросы финансирования и материально-технического обеспечения, практически полностью отсутствовала проектно-сметная документация. Приказом Минлеспрома от 1 июля 1987 года №250 строительство было поручено внутриотраслевым организациям: всесоюзному объединению «Союзлесстрой», монтаж технологического оборудования и выполнение пусконаладочных работ – всесоюзному объединению «Союзорглестехмонтаж», функции заказчика возложены на лесопромышленное объединение «Иркутсклеспром», проектирование – на институт «Гипродрев». Генеральной подрядной организацией был определен трест «Братсклесстрой» Союзлесстроя, имеющий строительную организацию (Ждановскую ПМК СН), расположенную в 40 км от намеченной стройплощадки.

С самого начала стало очевидно, что выполнить поставленную задачу традиционными методами практически нереально. Поэтому было принято нетрадиционное решение: выиграть время за счет процессов совмещения проектирования и строительства, поэтапной выдачи документации в производство. На месте строительства была создана группа рабочего проектирования для оперативного решения возникающих вопросов.

В качестве основополагающих предпосылок до разработки рабочих чертежей были приняты максимально возможная сборность конструктивных решений и вахтовый метод. Для размещения строителей (300 человек) были ускоренно построены объемно-блочные общежития.

***

Оставим за пределами этой статьи все подробности хода строительства, отметим только, что все работы выполнялись по совмещенному графику под ежедневным контролем оперативного штаба стройки. Достигнутые высокие темпы строительства стали возможными благодаря хорошо продуманной инженерной подготовке строительства, соблюдению технологической последовательности выполнения строительно-монтажных работ, высокому уровню индустриализации, максимальному использованию средств малой механизации, организации трехсменной работы по скользящему графику, переходу на 6-дневную рабочую неделю, более полному и эффективному использованию коллективных форм оплаты труда. Задача по строительству первого в стране совместного советско-японского предприятия согласованными и дружными усилиями всех участников строительства была успешно решена.

28 марта 1987 года (на 3 дня раньше установленного срока) предприятие вошло в строй действующих. Отныне в Японию и другие страны вместо поставки 150 тыс. кубометров сосновой древесины в круглом виде будет ежегодно поставляться на экспорт 90 тыс. кубометров высококачественных пиломатериалов.

Второе совместное советско-финское предприятие «Чудово-РВС» в городе Чудово Новгородской области в системе объединения «Новгородлеспром» по производству 50 тыс. кубометров большеформатной фанеры из березового сырья усилиями целого ряда организаций Минлеспрома было успешно, в сжатые сроки, построено и введено в эксплуатацию в декабре 1990 года.

Таким образом, березовое сырье за счет его механической переработки превратилось в высококачественный, экономически выгодный экспортный товар, пользующийся за рубежом высоким спросом. Поставленная цель была достигнута. Как нам известно, оба вновь созданные в отрасли первые совместные предприятия работают успешно, получили свое дальнейшее развитие.

Полученный первый весьма ценный опыт ускоренного строительства совместных предприятий позволял с определенным оптимизмом смотреть в будущее, тем более что Минлеспром (министр М.И. Бусыгин) имел твердое намерение полученный опыт распространить на всю отрасль.

***

Но, как говорится, благими намерениями выстлана дорога в ад. Вскоре в стране наступили совсем другие, можно сказать, окаянные времена. Было ликвидировано министерство. Идея создания совместных предприятий, как предполагалось, не нашла своего продолжения и была погребена под обломками наступившего всеобщего разрушения и хаоса. Новоявленные геростраты сделали все для того, чтобы с помощью доморощенных и зарубежных советников разрушить могучую и единую Советскую державу. Под фальшивыми лозунгами о неэффективности управления экономикой со стороны государства, о том, что свободный рынок расставит все по своим местам, новорожденные на скорую руку управленцы от бизнеса – менеджеры в лице Гайдара, Кудрина, Чубайса и иже с ними – под инородным и непонятным для нас (ныне ругательным) словом «приватизация» устроили настоящий погром государственных структур, начали бесшабашную распродажу оптом и в розницу, а чаще задарма предприятий, заводов, фабрик, колхозов – всего того огромного богатства, которое многолетним созидательным трудом создавал весь советский народ.

Господа Ельцин и Горбачев под предлогом насаждения в стране свободы слова, демократии, гласности и т.п. всю свою энергию и опыт употребили в борьбе за личную власть. Попросту говоря, охмурили простой и доверчивый народ, предали в обмен на так называемые западные ценности свою страну, заведя ее в глухой тупик, из которого вот уже более 20 лет не знает, как вывести, нынешний бессменный тандем высших руководителей России. Новые (старые) российские руководители, чтобы оправдать ту сложную экономическую ситуацию, в которой они сыграли не последнюю роль, руками своего верного слуги – партии «Единая Россия» – начали работать исключительно на себя. Попирая основы действующей Конституции страны, начали, как по шаблону, штамповать ускоренными темпами десятки антинародных законов.

Больше всего, как мне представляется, не повезло Русскому лесу. В 2006 году «Единая Россия» буквально продавила закон «Лесной кодекс», сделавший огромные лесные территории страны бесхозными. Вместо того чтобы объявить лес общенародным национальным достоянием, собственностью всех граждан и сохранить государственное управление лесными ресурсами, открыли широкую дорогу расхитителям, ворам и всякого рода преступным элементам от частного бизнеса. Продолжаются массовые хищнические вырубки лесов, выборочно вблизи населенных пунктов, рядом с действующими дорогами. Эту картину можно наблюдать по всей России, включая даже такой далеко не многолесный район, как Московская область. У таких, с позволения сказать, лесозаготовителей, механизм вырубки леса и его реализации, как говорят, проще пареной репы: срубил дерево, распилил его на бревна (кругляк) и отправил за бугор. Всего-то делов – дешево и сердито! Цивилизованное у этой операции название – «лесоэкспорт».

***

Мне вспоминается случай, как в бытность руководителем правительства г-н Зубков, находясь в командировке в одном из лесных районов страны, резко критиковал местных руководителей за бесхозяйственность, за то, что они никак не могут организовать переработку круглого леса и отправляют его на экспорт в круглом виде, как сырье. Прошло много лет, но воз и ныне там. На эту же тему, меняя друг друга на посту то премьера, то президента, резко высказывались руководители страны Путин и Медведев, но почему-то дальше досужих разговоров об эффективном использовании лесных ресурсов страны дело, как и много лет назад, не продвигается. Это можно назвать имитацией.

Кругляк, как чужой среди своих, оказался назло всем – и друзьям, и недругам – непотопляемым долгожителем. Как вечно жив и непотопляем заклятый друг наших граждан Чубайс – главный приватизатор, он же главный энергетик, он же главный нано… далее везде.

Наконец, главный вопрос: когда же свободный рынок, щедро обещанный младореформаторами, все расставит на свои места? Кто ответит?

Наблюдая за состоянием наших лесов сегодня, невольно хочется задать вопрос нашему президенту: видит ли господин Путин и знает ли, что в наших лесах творятся произвол и беззаконие? Если ему хорошо все известно, то почему президент, наделенный неограниченной властью, доверием своего народа, как гарант Конституции, не может употребить свою власть и принять в интересах всего народа закон о защите Русского леса? Что этому мешает? Такой вопрос я задал президенту 14 апреля 2016 года по телефону прямой линии, надеясь, что президент ответит.

В.Н. ВЫСОЦКИЙ,

начальник Всесоюзного объединения «Союзлесстрой» Минлеспрома СССР (1978–2000 гг.), заслуженный строитель РСФСР

http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=603049